И. Б.. Памяти И.А. Рубановича
[Фондаминский И.И.] Памяти И.А. Рубановича / И. Б. // Современные записки. 1922. Кн. XIII. С. 319–321.
Об авторстве см.: Вишняк М.В. «Совр. записки» (Отчет–восп.) // Новый журнал. 1948. № 20. С. 240.
Стр. 319
ПАМЯТИ И. А. РУБАНОВИЧА
16 октября в Берлине умер Илья Адольфович Рубанович. Большую часть своей жизни он провел эмигрантом во Франции. Покойного хорошо знали целые поколения деятелей русских социалистических партий и русской эмиграции дореволюционного периода. Широким кругам русского общества он был мало известен. И это глубоко обидно и несправедливо. Покойный был крупным общественным деятелем. Это был умный, талантливый человек, блестящий оратор, человек большого темперамента и энергии. Если бы он жил в России и в свободных условиях, его влияние было бы велико, и он сделал бы много для своей родины. К несчастью, он вынужден был эмигрировать из России еще в 80-х годах и свою жизнь общественного деятеля прожил вдали от своего народа, борясь и защищая его в чужой среде. Оттого его энергия и большие способности остались в значительной мере неиспользованными; оттого его имя осталось мало известным широким слоям русского народа, на служение которому он отдал всю жизнь. Это большая трагедия, которая да минует общественных деятелей новой эмиграции. Зато ту работу, которая оставалась доступной для русского деятеля-эмигранта, покойный выполнял с большой энергией и блеском.
Стр. 320
Ученый-химик, преподаватель Р. С. N. в течение многих лет, И. А. все свое свободное время отдавал неутомимой общественной деятельности. Он участвовал во всех кружках и организациях народнического направления: кружке старых народовольцев, Аграрно-социалистической лиге, партии социалистов-революционеров; писал в их изданиях; выступал как лучший оратор на всех митингах и собраниях, посвященных России; много лет издавал единственное периодическое русское издание на французском языке — «Tribune Russe». Особенно значительны заслуги И. А. Рубановича в двух областях: в области защиты бесправных русских эмигрантов от кар и преследований, которые сыпались на них со всех сторон; и в области проведения русского народнического социализма в среду международного рабочего движения. В первой области И. А. был незаменим. Сколько людей он спас от высылки, от тюрьмы, от выдачи русскому правительству! Он был добрый человек с нередко появлявшейся на лице детской улыбкой. Когда к нему приходили и рассказывали о новой беде, обрушившейся на кого-либо из эмигрантов, он молча и внимательно выслушивал, горячо говорил о том, как трудно будет что-нибудь сделать для спасения, а потом с громадной энергией принимался за работу. И почти неизменно успевал. Большую энергию и организаторский талант вложил он и в дело защиты народнического социализма в международной рабочей среде. Последние десятилетия перед войной рабочее движение Западной Европы шло под марксистским знаменем германской социал-демократии. Русские народнические партии считались «мелкобуржуазными», несоциалистическими. И. А. Рубановичу — почти единоличными усилиями — удалось заставить европейских социалистов признать закономерность русского народнического социализма и принять его в свою среду. С 1904 года И. А. Рубанович был постоянным представителем партии соц.-рев. в международном социалистическом бюро. И если теперь
Стр. 321
русский народнический социализм начинает возбуждать все больший интерес в западном социалистическом движении — в значительной мере это заслуга И. А. Рубановича.
Во время войны он был горячим патриотом и вел беспощадную борьбу с «пораженческими» течениями. Во время революции он был в России, до конца войны оставался на патриотической позиции и до самой смерти боролся с большевистской тиранией. Он принял горячее участие в поразившей всех своим размахом кампании в защиту приговоренных к смерти в Москве социалистов-революционеров. Если они живы и, Бог даст, спасутся, этим в значительной мере они будут обязаны И. А. Рубановичу. Похоронили И. А. Рубановича на одном из парижских кладбищ. Сколько больших и хороших русских людей покоится здесь! Когда Россия будет свободной и счастливой, она их не забудет.
И. Б.
|