В своем предисловии к роману «Перед зеркалом», написанном по мотивам подлинных писем нашей героини Л.А.Никаноровой, В.А.Каверин писал:
Жизнь, о которой я рассказываю в романе «Перед зеркалом», в сущности, проста. Но над ней стоит знак истории. Я не стремился перекинуть мост между людьми двадцатых и шестидесятых годов. Искусство не останавливается, даже когда оно умолкает. В знаменитом армянском музее древних рукописей Матенадаран хранятся неразгаданные, еще никем не сыгранные ноты. Мало надежды, что молодые люди нашего времени услышат в моей книге великую музыку русской живописи начала двадцатых годов с ее мерным чередованием отчаянья и надежды. Но даже отзвуки, если они донесутся до них, заставят задуматься о многом.
И это действительно так. Именно поэтому многие из тех, кто прочитал этот роман Каверина, начали интересоваться подлинной историей его героини, из первой волны русской эмиграции, а через ее историю и историей первой русской эмиграции в целом.
В настоящее время уже многое известно, многое написано и еще многое будет опубликовано в будущем.
Библиография публикаций и документов, посвященных Г.Г.Артемову и Л.А.Никаноровой
1. Г.К.Артемов и Л.А.Никанорова. Жизнеописание. Составлено Мари Артемовой-Теста. Перевод с фр. М.В. Ломовской, М., SmartBook, 2013
2. Л.А.Никанорова. Каталог выставки в ДРЗ, Часть I. М., 2015
3. Л.А.Никанорова. Каталог выставки в ДРЗ, Часть II. М., 2015 4. Г.К.Артемов – русский художник Ар-Деко. А.В.Толстой. М., 2014
5. Б.Б.Попова «Подняться над этим счастьем», «Русское искусство», № 4, 2009, стр.152 – 159
6. М.В.Ломовская. «Герои Каверина в романе и в жизни», «Звезда», №8, 2011
7. М.В.Ломовская. «Это одно из „самого хорошего“ в моей жизни...», «Звезда», №5, 2016
8. М.В.Ломовская. «В начале жизни», «Симбирск», №7, 2017
9. «Долгое возвращение домой». Ф.Куницын. Рук. М.Куницына. Научная работа ученика 10-го класса, станица Михайловская Урюпинского муниципального района Волгоградской области. 10. В.А.Каверин. «Перед зеркалом», М., Советский писатель, 1972 (1-е издание романа)
11. РГАЛИ, Фонд 1501 В.А.Каверина; оп.2, ед хр. 467: письма Л.А.Никаноровой П.А. Безсонову; оп.2, ед хр. 464: письма П.А. Безсонова Л.А.Никаноровой; оп.2, ед хр. 466: Письма С.А.Найденова П.А. Безсонову, письма Найденовой Инны Ивановны П.А.Безсонову от 14 декабря 1922 г. и 22 февраля 1923 г.
12. РГАЛИ, Фонд 1190 М.И. Цветаевой, оп.3, ед. хр. 476, письмо М.С. Сцепуржинской (Булгаковой) к А.С.Эфрон от 07.02.1967
13. Письмо А.С.Эфрон А.И.Цветаевой от 1944 года (без даты) (Письма А.С.Эфрон, М., Возвращение, т.1, стр.80-82);
14. Письмо А.С.Эфрон В.А.Каверину от 06.02.1967 (Письма А.С.Эфрон, М., Возвращение, т.2, стр. 280-281)
15. Письмо А.С. Эфрон М.И. Алигер, 27 января 1967. (Письма А.С.Эфрон М.И. Алигер, Октябрь, 2004, №2, стр.187)
16. Последние новости, Париж,1930, 8 апр.
17. Россия и славянство, Париж, 1930, 3 мая
18. Последние новости, 1938. 8 сент. (№ 6374)
19. Художники Русского зарубежья 1917-1939: Биогр. словарь/О.А. Лейкинд, К.В.Махров, Д.Я. Северюхин. - СПб.: Нотабене, 1999.
20. Марина Цветаева и Франция. Каталог выставки./ Под общ. ред. Л.А. Мнухина.- М., Дом Марины Цветаевой, 2014, стр.80-81
21. Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни: 1920-1940, 1940-1975: Франция: [В 8 т.] /Под общ. ред. Л.А. Мнухина. - М.: Эксмо; Paris: YMCA-press, 1995-2005. - Указ. в т. 4, 8.
22. Русское Зарубежье во Франции: 1919-2000: Биогр. Словарь / Под общ. ред. Л.А. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. – М., Наука, Дом Марины Цветаевой, 2010. т.2, стр. 280; т.1, стр.83
23.Творческое наследие сестры Иоанны. /Составители Б.Б.Попова, Н.А.Струве, Москва-Париж, 2006, стр.19
24. Ю.Н. Рейтлингер и о. С.М.Булгаков: Диалог художника и богослова / М., Никея, 2011, стр.54-56, Вкл.: стр.XXVI-XXVII, Приложение: стр. 289-311
25. А.В.Щекин-Кротова. Из бесед с В.Д.Дувакиным, Устные мемуары вдовы Р.Фалька, записанные в 1975 г., «Наше наследие», №100, 2011
26. Nicole Zimermann, Jean Lois Augé. Artemoff : Le dernier centaure / Édition Privat, 2009. (Николь Зимерманн, Жан-Луи Оже. Артемов: Последний кентавр. Париж),
27. Pièrre Claude Giansily. Bonifacio: le cité de falaises. Vue par les peintres 1840-2000/ Édition ville de Bonifacio, 2013, pp. 35-38; (П.К.Жиансили. Бонифаччо глазами художников 1840-2000. Издание г. Бонифаччо, стр.35-38),
В 2013 году были опубликованы две брошюры (на русском и на французском языках) - Г.К. Артемов и Л.А. Никанорова. Жизнеописание. (Smartbook, 2013)
Эти брошюры продаются в магазине Дома Русского Зарубежья
Аннонс
В 2018 году с 23.03.18 по 23.05.18 планируется проведение выставки Г.К.Артемова в музее МИ.Цветаевой в Москве
Хроника прошедших мероприятий.
В 2015 году в Москве в ДРЗ, с 6 по 30 ноября, прошла выставка (постерная) Л.А.Никаноровой
Выставка Л.А.Никаноровой в Москве
В апреле 2014 года в галерее Heritage прошла выставка Г.К.Артемова. К этой выставке была издана книга А.В.Толстого "Георгий Артемов - русский мастер ар-деко"
Во Франции в июле 2014 г. на Корсике в Бонифаччо и в июле 2015 г. в Ревеле прошли копийные выставки Л.А.Никаноровой
В 2013 г. (22 марта), в Москве, в Доме Русского Зарубежья имени А.Солженицына прошел вечер памяти этих двух художников.
На вечере 22.03.13 был снят видеофильм.
Вечер 22.03.13. - Часть I
Вечер 22.03.13 - Часть II
Краткие биографии Л.А.Никаноровой и Г.К.Артемова
Опубликованы в Сборнике Художники Русского зарубежья 1917-1939: Биогр. словарь/ О.А.Лейкинд, К.В.Махров, Д.Я.Северюхин. - СПб.: Нотабене, 1999.
НИКАНОРОВА Лидия Андреевна
1895 (Брест-Литовск, Гродненской губ., ныне Брест) - 1938 (Ланкастр, Франция). Живописец.
Получила математическое образование. В 1920 эвакуировалась из Ялты в Константинополь. Писала копни византийских фресок, в том числе в мечети Кахрие-Джами (одна из копий находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне). Познакомилась с художником Г. К. Артемовым.
В 1923 по вызову Артемова выехала в Париж, стала его женой (1927). В 1929 устроилась с мужем в Кламаре. Участвовала (вместе с Г. Артемовым, А. Минервиным и С.Пименовым) в оформлении парижского кабаре «Кавказский подвальчик». Познакомилась с витражистом Августом Матиссом, который поддержал ее занятия искусством. Была членом Общества русских художников во Франции. В 1930 провела с мужем выставку в парижской галерее R. Zivy, представила акварельные пейзажи Корсики.
Похоронена в Водрее. В 1992 мемориальная выставка Л. А. Никаноровой и Г. К. Артемова состоялась в Бонифачо на Корсике. Письма художницы к одному из друзей использованы писателем В.А.Кавериным в повести «Перед зеркалом».
Последние новости. 1938. 8 сент. (№ 6374)
АРТЕМОВ Георгий Калистратович
17.02.1892 (станица Урюпинская, ныне Урюпинск Волгоградской обл.) - 09.07.1965 (Ревель, департамент Верхняя Гаронна, Франция). Живописец, скульптор.
Сын военного врача, атамана станицы Урюпинская. В 1899-1905 учился в Донском кадетском корпусе в Новочеркасске. В 1907-1908 посещал рисовальные классы в Ростове-на-Дону,
В 1910 приехал в Москву, познакомился с художником С.Н.Пименовым, дружба с которым продолжалась позже во Франции. Учился в МУЖВЗ у К.А.Коровина, в декабре 1911 провел персональную выставку в Ростове-на-Дону, выставил портреты и натюрморты. Участвовал в выставках Общества изящных искусств (1912-1914, 1918) и художественных выставках «Салон» (1912-19) в Ростове-на-Дону.
В декабре 1913 приехал в Париж, нашел приют у О.Цадкина, который ввел его в круг художников-монпарнасцев. С началом войны записался добровольцем в 1-й Иностранный полк. В 1915 был тяжело ранен в Шампани, награжден Военным крестом и направлен на длительное лечение в Савойю.
В конце 1917 вернулся в Новочеркасск. В гражданскую войну сражался на стороне «зеленых», затем служил офицером связи в Белой армии, с частями которой в 1920 эвакуировался в Константинополь.
В Константинополе познакомился с кинорежиссером В.Туржанским и художницей Л. А. Никаноровой, которая позже стала его женой (1927). Входил в константинопольский Союз русских художников, участвовал в его выставке в казарме Мак-Маон в Таксиме (1923). Создал серию картин на тему Голгофы.
В начале 1923, как участник I мировой войны, воевавший на стороне Франции, получил визу, уехал в Париж и вызвал туда Никанорову. Вместе с Л.Никаноровой, А.Минервиным и С.Пименовым расписал ресторан «Кавказский подвальчик» на темы русского фольклора. В 1924 с Пименовым и Туржанским участвовал на Корсике в съемках фильма «Проходящие тени» режиссера А. Волкова. С этого времени часто приезжал на Корсику и снимал дом в Бонифачо. Был членом Союза русских художников so Франции, в 1925 вступил в Общество русских художников во Франции. В 1929 устроился с женой в Кламаре, где жили многие русские. Был дружен с М. И. Цветаевой, Ф. С. Рожанковским, Ю. И. Рейтлингер, семьей Оболенских.
Работал как скульптор и живописец. Создавал скульптуры, барельефы и горельефы из дерева африканских пород. Главные темы пластики - женские фигуры и животные. В живописном творчестве преобладали портреты и натюрморты.
С 1927 выставлялся в Салоне художников-декораторов (член салона с 1928), входил в Ассоциацию художников-анималистов и участвовал в ее выставках в галерее Е. Brandt (1931-38). В апреле 1930 провел совместно с женой выставку в галерее R. Zivy. В 1932 участвовал в выставке русского искусства в галерее La Renaissance, с которой государство купило его скульптуру «Рыба»; в том же году показал панно из красного дерева «Охота на бизона» на Международной колониальной выставке. Получил серебряную мелаль салона Общества французских художников (1927), золотую медаль Салона хуложников-декораторов (1928), золотую медаль за деревянные скульптуры животных на Всемирной выставке в Париже (1937).
В 1938 овдовел. В начале войны нашел убежище в Кастельнодари, на юге страны (департамент Од). Здесь исполнил два панно «Охота на льва» для солдатского клуба. Создал алтарь со скульптурами, подсвечники, дарохранительницу и витраж для церкви Христос-Царь в Тулузе (церковь разрушена; церковная утварь хранится в школе богословия в Тулузе). Провел в галерее Chappe Lautier в Тулузе персональную выставку. В 1942 женился на художнице Жанне Астр (1901-1993), ученице М. Дени, и поселился с ней в Сорезе (департамент Тарн). В 1945 родилась дочь Мария.
После войны занимался в основном живописью. Писал сцены материнства, арлекинов, музыкантов, натюрморты, религиозные композиции, реже - пейзажи. В 1948 с помощью директора Национального музея современного искусства Ж. Кассу получил французское гражданство. С 1952 жил в доме жены в Ревеле. Был дружен с писателем Ж.Буске, встречался с С.Пименовым. В1946-1958 провел около 20 персональных выставок в Ницце, Каркассонне, Каннах, Монпелье и Тулузе, в парижских галереях Pont des Arts (1951), J. Castel (1953), J. Mourgue (1958).
В 1960 началось резкое ухудшение здоровья. Похоронен в Водрее. Посмертные выставки состоялись в фойе Муниципального театра в Каркассонне (1968), в Городском культурном центре Тулузы (1975, 1992), в мастерской художника в Ревеле (1980), в Центре Терон-Перье в Кастре (1990), в Бонифачо (1992; совм. с Никаноровой) и в Chateau Prieural de Monsempron-Ubos (июль-октябрь 1998). Представлен в Национальном музее современного искусства и музее д’Орсе в Париже, музее Тулуз-Лотрека в Альби, музеях Монпелье, Каркассонна, Кастра, Тулузы, Лиона и Сета.
Н. Л. (Лаврский Н.). Выставка картин Георгия Артемова // Приазовский край (Ростов-на-Дону). 1911. 16 дек.
Лаврский Н. Выставка картин «Салон» // Приазовский край. 1912. 28 дек.
Амурзаева Г. Г. Артемов // Город (Ростов-на-Дону). 1994. 2 марта.
Она же. Очарование прошлого//Голос истории (Ростов-на-Дону). 1994. Май (№ 3).
Рязанов В. У фонтана мечты. [Рукопись]. Ростов-на-Дону, 1994.
The Studio. 1935. Vol. 110. P. 152.
Georges Artemoff. 1892-1965. Des steppes du don a la montagne noire. Peintures. Dessins: [Catalogue]. Centre Culturel de la ville de Toulouse, 1975.
Artemoff. Retrospective, presentee par Marie Artemoff-Testa: [Catalogue]. Centre culturel de l'aérospatiale.Toulouse, 1992.
К этим кратким сведения можно добавить, что в настоящее время, каждые 5 лет, дочь Г.К.Артемова, Мари Артемова-Теста, проводит во Франции посмертные выставки картин Г.К.Артемова. Она также издала прекрасный альбом с репродукциями картин Г.К.Артемова и биографическими сведениями. В 1992 году, На Корсике, в Бонифачо, М.Артемовой - Теста и Марианн Саллес (отв. по культуре г. Бонифачо), была организована посмертная выставка картин Г.К.Артемова и Л.А.Никаноровой.
В Бонифачо до сих пор существует дом, который много лет снимали Г.К.Артемов и Л.А.Никанорова, в свои приезды на Корсику. Его прекрасно видно с исторической части города.
|