Словцов Р. [Калишевич Н.В.] Ноябрьская
книга «Русских записок» [№ 11] // Последние новости. 1938. 17 ноября. №
6444. С. 2.
Р. Словцов
Ноябрьская книга «Русских записок»
Политический
обзор в очередном номере «Русских записок» охватывает месяц «после Мюнхена»,
когда «вызванное в массах чувство облегчения по поводу избегнутой кровавой
развязки успело несколько остыть и заменилось нескрываемой тревогой». Автор
обзора отмечает события, происшедшие за это время и явившиеся следствием
«узаконения германского произвола». «Программа “Майн Кампф”, несомненно, после
Мюнхена очень приблизилась к своему осуществлению. Вместе с тем, однако,
увеличилась и свобода выбора очередного наступления: между Востоком и Западом
Европы. Но пока по отношению к Западу принимаются меры отсрочки или временного
примирения». Западные демократии противопоставляют созданию «Новой Европы»,
провозглашенной в Мюнхене, пока очень не многое в области вооружений. «Данный
Гитлером толчок, по-видимому, все еще недостаточен, чтобы вызвать серьезный
отклик в массах на призывы Даладье и даже Чемберлена». Из области
идеологического противодействия расизму обзор отмечает «новое выступление папы,
еще более резкое, чем предыдущие», поводом к которому послужил погром в Вене,
произведенный националистической молодежью и направленный против кардинала
Инницера. В словах папы «идеал всемирной религии выступил с непримиримостью
апостольских времен против новой националистической попытки вернуться к
язычеству, низведя веру в ограниченные пределы одного “избранного” народа и
построив ее на началах мнимого кровного родства несуществующей чистой расы».
Речи папы
подтверждают и подкрепляют ту борьбу против «мифа крови и расы», которую ведут
представители различных христианских церквей и, прежде всего, католицизма. Ее
характеризует в статье «Расизм и религия» монархиня Мария, приводя
многочисленные цитаты из официальных выступлений и отдельных католических
авторов. Расизм, объявляя с необычайной и теоретической, и практической
резкостью борьбу христианству, провозглашает себя новой религией, в которой, по
выражению Геринга, «крест заменен портретом фюрера, статуи святых — знаменами
со свастикой, а Евангелие — новой Библией, книгой “Моя борьба”». Монахиня Мария
видит в этих и других подобных словах «подлинный религиозный пафос,
эмоциональное захлебывание во вновь открытой истине».
Но «пафос» не
мешает «верующим» применять по отношению к людям, не признающим их «религии»,
приемы, которые в условиях строжайшего полицейского государства напоминают не
столько времена Нерона, сколько, — и в несравненно более ужасной форме, —
период погромов вне Германии, происходивших, да и теперь еще кое-где
происходящих, конечно, без всяких религиозных оправданий. Расизм преследует
евреев во имя защиты расы. Фактически же, расистский антисемитизм, как и все
другие формы этого движения, не отделим от самых прозаических мотивов, ничего
общего ни с какой религией не имеющих. Меры, принимаемые в последние дни в
Германии, обнажают эту чисто-экономическую сторону, с резкостью, превосходящей
все, что делал до сих пор даже гитлеризм. Поэтому весьма злободневный — к
сожалению! — характер приобретает помещенная в рассматриваемой книжке статья
Як. Лещинского «Ликвидация германского еврейства». Процесс, который автор
рисует объективным анализом цифр, пойдет теперь с особенно стремительной
быстротой. К началу 1938 года в Германии было 525.000 евреев. Теперь их
осталось около 325.000. В этом остатке еще большую, чем в прежнем целом (до
60%), часть образуют люди, занятые в торговле, кредите и страховании. Из 75.000
прежних еврейских предприятий уже «аризировано» около двух третей. Теперь одним
ударом намереваются кончить с остальными, в большинстве — средними и мелкими
предприятиями.
Як. Лещинский
сообщает данные и о тех 165.000 эмигрантов, которые покинули Германию. Их
участь похожа на нашу. Как и русские эмигранты, они рассеяны по всему миру.
«Гонимые нуждой и каким-то сверхъестественным инстинктом самосохранения, они не
останавливаются абсолютно ни перед какими условиями жизни».
* * *
Любители
мемуаров найдут в новой книжке журнала обильный и разнообразный материал:
приближается к концу «Повесть об отце» Вадима Андреева; продолжаются
воспоминания П.Н. Милюкова «Роковые годы»; Т. Таманин пишет о Горьком, Г. Хмара
— о Шаляпине.
Очередная
глава «Роковых годов» изображает, после Москвы 1905 года, о которой мы читали в
предыдущей книжке, Петербург того же времени. Перед нами развертывается весь
пестрый, активный, боровшийся и с правительством, и между собой, тогдашний
общественный оппозиционный фронт. Наиболее старые отношения сближали П.Н.
Милюкова с народниками, группировавшимися вокруг «Русского богатства» и
«Литературного фонда», но автор мемуаров был признан «своим» и в другом,
умеренно-марксистском, лагере, легальным пристанищем которого было Вольное
экономическое общество.
Бесспорным
вождем народнического кружка, хранившего радикальные традиции русского
интеллигентского «ордена», сделался в эти годы, после смерти Михайловского,
Н.Ф. Анненский, только что вернувшийся из ссылки и принесший с собой репутацию
«учителя жизни». «Помню, — пишет П.Н. Милюков, — свою первую встречу с ним, в
среде петербургской молодежи. Собравшиеся толпились в двух комнатках, ожидая
кого-то, мне неизвестного. Вдруг шумные аплодисменты у входа возвестили об его
приходе: “Анненский пришел, Анненский!”. Сквозь толпу пробирался видный седой
старик, с розовыми щеками и не сходившей с лица улыбкой, пожимая направо и
налево руки знакомым и сыпя остротами. Сразу получилось впечатление: “Вот
открытая душа, в ней же ‘нет лести’, зараз учитель и друг, близкий каждому и
возвышающийся над всеми”. Более близкое знакомство подтвердило первое
впечатление и еще углубило его, показав, в чем сила этого жизнерадостного юноши
в сединах. Он мыслил честно, и мыслил глубоко, думая за всех, проявлял при этом
большой жизненный опыт, тонкую наблюдательность, настоящую, не поверхностную
доброту. Его речь покоряла пафосом подлинного энтузиазма; его писания убеждали
доказательностью содержания. Широкий взгляд и общительная натура спасали
Анненского от последствий замкнутости и нетерпимости “ордена”».
Связь с
народниками и эсерами дала П.Н. Милюкову неожиданный случай встретиться с
Азефом. Сестра В.А. Мякотина предупредила П.Н., что его непременно хочет видеть
«видный член партии для очень конфиденциального разговора». «В назначенный час,
действительно, явился незнакомый мне человек с отталкивающей внешностью и
потребовал беседы в строго секретной обстановке. Я отвел его в дальнюю комнату,
спальню, и там с места в карьер он спросил меня, не могу ли я описать образ
жизни министра Дурново, часы его выездов, и дать ему фотографическую карточку
министра. Подход был очень уж наивен. Я ответил, что нравы министра мне
неизвестны, а карточку не трудно достать в магазине. Гораздо позднее я узнал,
что Азеф действительно донес на меня своему начальству, что я собираю сведения
для эсеров о частной жизни Дурново, то есть участвую в подготовке покушения на
него».
Мы
остановились только на первых страницах очередной части мемуаров П.Н. Милюкова.
Читатель сам ознакомится с дальнейшим рассказом о «коалиционном съезде» и
деятельности «Союза союзов», в котором П.Н. Милюков играл видную роль. Вместе с
другими лидерами союза он был арестован — в третий и последний раз. Его
тюремное сидение в «Крестах», продолжавшееся месяц, по выражению П.Н.,
«походило на идиллию».
* * *
Воспоминания о
Шаляпине, появившиеся уже в изрядном количестве, почти всегда приводят на мысль
название старой мелодрамы «Гений и беспутство», причем, к сожалению, о
«беспутстве» мемуаристы говорят гораздо более, чем о «гении». Г. Хмара
дополняет «скандальную хронику» великого артиста несколькими случаями и
анекдотами, но в его «отрывках воспоминаний» не забыт и гений, и эти страницы
наиболее интересны. Приведем из них несколько выдержек.
Как-то Г.
Хмара заметил Шаляпину, что «все оперные артисты, и не только басы, но и
тенора, стараются подражать ему в жестах, в движениях, и, насколько эта манера,
присущая Ф.И., восхищает и волнует в нем, настолько же она отталкивает в
других. Он дал свое объяснение: “Гений губит искусство на целых тридцать лет.
Его индивидуальность настолько сильна, его мастерство настолько совершенно, что
не подражать ему почти нет возможности. Не в том беда, что подражают; беда в
том, что ухватывают только внешнюю манеру, не думая вовсе о внутренних
источниках творчества. Вот почему это и отталкивает, и делает смешным”.
Этот разговор,
— продолжает Г. Хмара, — мы вели после исполнения Шаляпиным “Бориса” в особой
обстановке. Это было в 20-м году. По неожиданной случайности, в первой картине,
перед самым выходом Бориса из собора, внезапно погасло электричество. Однако
дирекция театра предусмотрительно озаботилась запастись свечами. Каково же было
удивление и восхищение, когда после короткой паузы снова взвился занавес, и
народ, толпившийся на паперти, держал в руках свечи. Мерцание свечей, блики от
нервно падающего освещения создавали исключительный эффект. Вся сцена приобрела
иконописный стиль и особую выразительность. Сам. Ф.И. говорил мне позднее, что,
увидел толпу со свечами в руках, ярче ощутил эпоху и обстановку, и по новому
пережил в этот вечер многократно сыгранную им роль».
Поклонники
Шаляпина часто задавались вопросом: мог ли Шаляпин быть таким же гениальным
артистом и на драматической сцене? Ему самому хотелось испробовать свои силы в
этой области, но мечта эта так и не осуществилась. Г. Хмара, будучи артистом
Художественного театра, пытался убедить Шаляпина сыграть роль Люцифера в
байроновском «Каине». Предложение это, — вспоминает Г. Хмара, — сначала
озадачило Ф.И. Но потом он попросил оставить ему книгу, так как не был знаком с
«Каином». «Оставьте, прочту, подумаю и дам ответ». Не без тревоги, но
окрыленный надеждой, прождав две недели, я вновь отправился к Ф.И. Меня ждало
разочарование. Возвращая книгу, Ф.И. сказал: «Нет, не буду играть. Не знаю
вашего ремесла. Спеть бы я мог. А вот играть — боюсь. Еще потому боюсь,
что если у меня не выйдет, враги будут радоваться моему провалу и
торжествовать».
Много лет
спустя, уже в Париже, за месяц до смерти, Ф.И. пригласил Гр. Хмару, работавшего
в Русском театре, к себе. «“Послушайте, Хмара, — сказал он, — хотелось бы перед
смертью попробовать сыграть драматическую роль. Хочу сыграть Несчастливцева в ‘Лесе’. А вы чтоб помогли поставить эту
пьесу. Помните, в Москве соблазняли ‘Каином’.
Тогда не хватило мужества, испугался. А теперь, пожалуй, и смог бы. А? Как вы
думаете?”. В этом время
вошла младшая дочь Ф.И., его любимица, Дася. “А вот она, — указывая на дочь,
сказал Ф.И., — будет Ксюша. Хорошо будет? Хочешь со мной сыграть на сцене?” —
Еще много мы говорили с ним на эту тему, но судьба не дала осуществить мечту и
на этот раз».
Есть в
рассматриваемой книжке и обычная «советская» статья. Автор ее, проф. М.
Лазерсон, на нескольких содержательных страницах рассматривает вопрос:
«Революция или эволюция в СССР?». Обширен и разнообразен отдел библиографии.
|