Словцов Р. [Калишевич Н.В.] Июньская книга
«Русских записок» [№ 6] // Последние новости. 1938. 16 июня. № 6290. С. 3.
Р. Словцов
Июньская книга «Русских записок»
Очередные
главы воспоминаний П.Н. Милюкова «Роковые годы» заключают страницы, которым нынешние
политические события придают поучительную злободневность. Автор рассказывает о
съезде делегатов различных действовавших тогда в России партий, состоявшемся
осенью 1904 года в Париже. Здесь недавно основанный «Союз Освобождения» впервые
вступил в сношения с революционными партиями. Его делегатами были П.Н. Милюков,
П.Б. Струве (редактировавший «Освобождение»), кн. Петр Дм. Долгоруков и В.Я.
Богучарский. «Революционный» элемент держался на съезде в тени, и П.Н. Милюкову
«пришлось играть более значительную роль, чем он мог ожидать». Съезд много
занимался национальными вопросами — положением, как мы сказали бы теперь,
«меньшинств» в будущей конституционной России. Борьба против самодержавия в эти
«роковые годы» шла уже открыто. Относительно Финляндии была принята формула —
«отмена всех мер, нарушивших конституционные ее права». Национальные группы
армянских и грузинских социалистов-федералистов, одни лишь участвовавшие на
съезде, удовольствовались общей формулой национального самоопределения.
«Гораздо сложнее, — вспоминает П.Н. Милюков, — было дело с двумя польскими
партиями: национальной и социалистической. Не помню, была ли тогда готова наша
формула польской автономии, но поляки уже тогда шли гораздо дальше. Наибольшую
часть усилий на этом съезде мне и пришлось потратить с членами нашей делегации
и с поляками именно по польскому вопросу. Струве и другие сочлены шли дальше
меня. Когда в результате прений никакой удовлетворительной для обеих сторон
формулы нам не удалось выработать, ко мне подошел неизвестный мне коренастый
поляк с умным взглядом глаз и энергичными чертами лица и сказал мне: “Очень рад
познакомиться с русским человеком, который, наконец, впервые не обещает нам
всего того, чего мы требуем”». Это был Дмовский — будущий лидер польского коло
в государственной думе.
Маленький
эпизод этот ярко обнаруживал те трудности, которые неизбежно стоят на пути
меньшинственных проблем, даже когда решаются они только на бумаге и лишь
представителями общественности. Во сколько раз они становятся сложнее и труднее,
переходя в руки ответственных государственных людей. Но в этом случае как
облегчилось бы решение, если бы всегда находились «Дмовские», готовые признать
за «Милюковыми» заслугу и долг не уступать дальше известного предела.
Инициатором
съезда был энергичный финляндец Кони Циллиакус — представитель только что
основанной партии финляндских «активистов», о многообразной секретной работе
которого стало известно только гораздо позже из его книги о «Революции и
контрреволюции в России и Финляндии». П.Н. Милюков напоминает об одном
предприятии, затеянном Циллиакусом по мысли другого, еще более темного
«революционера» Азефа. Ему принадлежал «глупейший и фантастичнейший, но
казавшийся осуществимым в тогдашней обстановке» (выражения Циллиакуса) план
ввезти в Петербург склад оружия в момент, когда там начнется восстание. Оружие,
действительно, было отправлено на английском пароходе «Джон Графтон», который
плавал в финских шхерах, ожидая момента идти в Петербург. Когда выяснилось, что
никакого восстания не подготовлено и сам Азеф исчез, пароход пришлось взорвать.
Циллиакус умалчивает, что получил от японского полковника Акаши (все это
происходило во время русско-японской войны) значительные суммы денег на закупку
оружия для восстаний в Петербурге и на Кавказе.
Циллиакус с
полным доверием ввел Азефа, как представителя эсеров, не только на съезде, где
участвовали «освобожденцы», но и на последовавший за ним съезд одних
революционных групп, где под руководством «Ивана Николаевича» (псевдоним Азефа)
решались вопросы революционной техники. «О важном и таинственном значении Ивана
Николаевича в партии я, — вспоминает П.Н. Милюков, — мог судить лишь по
впечатлению, полученному при посещении нашей делегацией с.-р. Марка Натансона.
Иван Николаевич сидел в соседней комнате, но хозяин поминутно выходил туда как
бы за инструкциями и возвращался с готовыми ответами по предмету нашей беседы».
Азеф отправлял подробные доклады о съезде в департамент полиции, и на основании
их впоследствии Столыпин раскрыл с думской трибуны псевдонимы участников съезда
«освобожденцев».
Агент
департамента полиции, руководящий революционной партией, «активисты», планы
восстаний во время войны, покупка оружия на японские деньги, таинственные
пароходы и загадочные взрывы — разве все это не повторяется и сейчас — в очень
близких вариациях? Только изнанка нынешней фантасмагории раскроется позже, как
не сразу раскрылась она и у нас.
Пусть читатель
сам ознакомится с другими главами воспоминаний П.Н. Милюкова, из которых мы
привели только один эпизод. Здесь рассказаны любопытные детали о возникновении
«Союза Освобождения», об участии П.Н. в журнале союза. Инициаторы
«Освобождения» первоначально наметили П.Н. в редакторы, но он отказался.
«Мотивом отказа было то, что, уже испробовав эмиграцию, я не хочу вновь
отрезать себя от России. На вопрос, кого я мог бы назвать для замещения этого
почетного и ответственного поста, я указал на П.Б. Струве». Но П.Н. очень
деятельно сотрудничал в «Освобождении». Он был и главным автором программного
воззвания, которое было напечатано в первом июньском номере в 1902 году, —
значит ровно 36 лет назад. Воззвание составлялось весной этого года в имении
И.И. Петрункевича «Машук», при участии самого хозяина, а также Д.И. Шаховского
и А.А. Корнилова. Из «Машука» его свезли в Москву, где в кружке земцев и «лиц
свободных профессий» оно было окончательно обсуждено и одобрено.
——
На смерть
Александра Яковлева журнал откликается статьей Ал.Н. Бенуа, полной горечи о
постигшей русское искусство громадной утрате. «Феноменом», «настоящим чудом»
назвал Ал.Н. Бенуа Яковлева еще свыше 20 лет назад, когда Яковлев кончал
академию. «Я убежден, — писал тогда наш художественный критик, — что он станет
еще вполне художником, а если уж такой силач, такой виртуоз дойдет до
намеченной цели, то это будет первоклассный, громадный мастер, настоящий вождь
и учитель». Последнее пророчество так и не сбылось до конца. «Стать вождем
Яковлеву не досталось, и он отошел в вечность, как явление чисто
индивидуального порядка». Ал.Н. Бенуа полагает, что «единственной причиной,
почему Яковлев не достиг той цели, к которой все более отчетливо шел, была его
преждевременная смерть».
В блестящей
характеристике творчества покойного художника, подкрепленной личными
воспоминаниями, какую дает Ал.Н. Бенуа, есть фраза, которая, вероятно, удивит
многих читателей. «Яковлев, — пишет Ал.Н. Бенуа, — оказался мудрейшим и
полезнейшим учителем, единственным в
своем роде на всем свете». Эта учительская деятельность Яковлева протекала в
последние годы его жизни в Америке и осталась совершенно неизвестной «широкой
публике». Яковлев два года преподавал в Бостонской академии и, кроме того, —
цитируем слова другого художника, Бориса Григорьева, приводимые Ал.Н. Бенуа, —
«великий мастер и учитель, он бескорыстно выступал в каких-то американских
небоскребах, на глазах у всех рисовал в натуральную величину голую модель,
поставленную на эстраду рядом со своим мольбертом. На отличном английском языке
он объяснял каждую точку и каждое направление формы человеческого тела, каждую
его мышцу и каждую его кость. И в три получаса на глазах у всех являлось
произведение бесподобное». С такой же волшебной быстротой и точностью сделал
Яковлев в Нью-Йорке групповой портрет пяти русских художников, «работая над
каждым от 24 до 30 минут (кто-то в восторге считал эти минуты и даже секунды).
Впервые я видел, как работает Саша, но я отводил глаза и плакал, ибо читал
такую тайну, от которой было страшно мне. Саша делал свою работу кусочками
сангины, которая тут же лежала в круглой жестяной коробке. Уголком этих
красненьких камешков, которые нельзя было приметить в его таинственной руке, он
и совершал свое быстрое чудо».
——
Новая глава
балетных воспоминаний Сергея Лифаря озаглавлена: «Нижинский — живой миф».
Молодой танцовщик, постепенно становившийся преемником этого «бога танца»,
никогда не видел Нижинского на сцене. Но его, естественно, интересовал
Нижинский, как танцор и человек. Лифарю хотелось разгадать и загадку
сумасшествия Нижинского, и он много беседовал о нем и со старшими членами
труппы, и «особенно с тем, кто лучше всех знал и больше всех любил Нижинского —
с Дягилевым». Из этих рассказов вырисовывалась «пассивная и безвольная фигура»
Нижинского, который сначала целиком подчинился «благодетельной опеке» Дягилева,
а потом «изменил» ему, не сообщив даже своему «учителю-другу» о своей женитьбе
на Ромоле Пульской. Нижинский «переменил господина на госпожу». «Эта женитьба
находилась уже на границе ненормального, — кто хотел, тот и мог распоряжаться
жизнью и мыслями Нижинского». С. Лифарь сообщает ряд ценных фактов, но трагедия
Нижинского остается, все-таки, необъясненной до конца.
Наиболее
интересна заключительная часть воспоминаний — посещение с Дягилевым в 1929 году
больного Нижинского в его парижской квартире в Пасси. «Эта встреча, — говорит
С. Лифарь, — свежа в моей памяти, как будто была вчера, так запомнилось каждое
слово, каждый жест, каждое выражение». С. Лифарь рассказал об этой встрече
просто и откровенно, так что и у читателя надолго останутся в памяти эти жуткие
страницы.
Нижинский
лежал в комнате, напоминавшей арестантскую камеру, на низком широком матрасе,
полуголый, — «в распахнутом халате и в одних носках, лежал, вытянув скрещенные
ноги, и грыз себе ногти. В такой позе он оставался и при нас, то грызя до крови
ногти, то играя манерными кистями рук». Дальше он «то мило улыбался, то мычал,
то громко и неприятно-бессмысленно хохотал. На приход Сергея Павловича он не
обратил сперва никакого внимания, но с каждой минутой, несомненно, начинал все
больше и больше чувствовать Дягилева, может быть, узнавал его и минутами вполне
спокойно, внимательно и как будто разумно слушал его». Дягилев говорил о
танцах, сказал, что с ним пришел танцор Сергей Лифарь, чтобы приветствовать
его, великого танцора.
— Il saute? — вдруг как-то
неожиданно выкрикнул Нижинский и снова засмеялся своим милым, чудным смехом, и
этот смех своей прелестью и кротостью как бы закрыл собой его — жалкого,
опустившегося, дряблого.
Тут Дягилеву
пришла мысль отвезти Нижинского в театр. В Опере шел в этот день «Петрушка» —
любимый балет Нижинского. Может быть, в обстановке, с которой была связана вся
жизнь прежнего Нижинского, произойдет чудо?
«Нижинского, —
вспоминает С. Лифарь, — начали снаряжать в театр. Я попросил его встать, он
охотно встал, и я был поражен его маленьким ростом. Вставал он странно: скользя
с своего низкого матраса и вдруг, на четвереньках, забегал по комнате и потом
так же неожиданно выпрямился. Я заметил, что у него вообще была тяга к земле,
желание быть ниже (низкий матрас его лежал прямо на полу), чувствовать опору:
когда он шел, он как-то клонился к полу и чувствовал себя уверенным только в
лежачем положении. Дягилев нас смерил: он оказался на полголовы ниже меня; его ноги,
— ноги великого танцора — были невероятных размеров, шаровидные, но вместе с
тем такие дряблые, что непонятно было, как он может держаться на них. Его
повели в ванну. Я ухаживал за ним, как за ребенком, и своей волей заставлял его
себе подчиняться. В то время, как я брил его туго поддававшимся жиллетом, он
терпеливо сидел, то делая гримасы, то мило, кротко улыбаясь; но слуги он явно
побаивался и особенно испугался, когда тот начал его стричь».
Чудо не
совершилось. Нижинский сидел в театре, не замечая ничего, оставаясь
«бессознательным бывшим божеством». Но когда кончился спектакль, и ему «предложили
одеваться, чтобы идти домой, он неожиданно заявил: “Je ne veux pas”. Его силой вывели под
руки…».
——
Очередным
политическим темам посвящены в рассматриваемой книжке статья Д. Мейснера
«Трудные дни Чехословакии», которая дополняется обзором, доведенным до
последних дней «После Австрии — Чехословакия?». О положении на Дальнем Востоке
говорит осведомленный очерк К.П. — «На новом этапе». В этом же отделе дан обычный
«календарь» важнейших событий за май.
П. Берлин в
полной хорошо подобранных цифр и фактов статье «Дорогое правительство»
показывает, во что превратились слова Ленина, сказанные в начале революции о
«грядущем дешевом правительстве». Оно стало, как и другие ленинские лозунги,
«своей противоположностью». Книжка заканчивается библиографическим отделом, где
даны отзывы о целом ряде злободневных книг, не только русских, но и французских
и английских. Литературный отдел книги будет темой особого обзора.
|