Струве Г.П. Литературные
«реакционеры» // Возрождение. 1926. 25 ноября. № 541. С. 3. [«Новый дом», №
1]
Глеб Струве
Литературные «реакционеры»
Новый дом.
Литературный журнал. Под редакцией Нины Берберовой, Довида Кнута, Юрия
Терапиано и Всеволода Фохта. № 1. Париж. 1926. Стр. 40
Эту тоненькую тетрадку стихов, прозы и критики, этот
«первый блин» (ничего, что он немного комом!), какого-то нового литературного
направления, еще только оформляющегося — нельзя не приветствовать как здоровый
росток.
Основные устремления
молодого журнала всего лучше выражены в кратком предисловии. Можно пожалеть
только, что они недостаточно выявились в самом содержании журнала. Вот как эти
устремления формулированы:
«Пора
литературе и критике вновь стать идейными, отбросив как нигилизм, так и
эстетизм. На этих основаниях и строится “Новый дом”.
Основанный
молодыми силами, он зовет всех, кто хочет вернуться к подлинному искусству
духа: в единении поколений возникает непрерывная преемственность идей.
Живя на
чужбине и не забывая России, мы, однако, не тоскуем по ее “березкам” и “ручейкам”.
Она с нами, в нас самих — поскольку ее язык, ее литература, ее культура
навсегда унесены нами и живы в нас, где бы мы ни были. Но и Европа, старая
сокровищница мировой духовности, дорога нам…
…На скрещеньи
прошлого и будущего возникает настоящее. Направляясь к будущему, мы несем с
собой из прошлого то, что нам кажется непреходящим и вечным».
Если искать
какой-то обобщающей характеристики представляемого «Новым домом» направления,
то его можно обозначить как молодую литературную реакцию. Реакция против
многого, что трудно обнять одним словом — одновременно против нигилизма и
против эстетизма, против нигилистической эстетики и против эстетического
нигилизма, против чрезмерности во имя меры, против нестройности
во имя строя, ибо искусство есть мера и строй («строй
находить в нестройном вихре чувства» — вот назначение художника).
Новый журнал
уже успел нажить себе литературных врагов, успел взбаламутить литературное
болото. Некоторых молодых сотрудников его можно упрекнуть в чрезмерном
полемическом задоре. Критиками-друзьями уже была отмечена грубость выпадов
против А. Ремизова и М. Цветаевой. Я бы сказал, что эти выпады не только грубы,
но и беспредметны, поскольку они направлены лично против двух несомненно
крупных, высокоталантливых писателей, которые уже вошли в русскую литературу и
останутся в ней. Бороться надо не с Ремизовым и Цветаевой, а с «цветаевщиной» и
«ремизовщиной», с худшими сторонами и того и другого, возводимыми в школу.
* * *
В первом
номере «Нового дома» преобладают стихи. Всего лучше три великолепных
стихотворения Сологуба, перепечатанных из «Русского современника». Но
какая в них горькая обреченность! Интересен стихотворный спор о Дон Жуане Г.
Адамовича и З. Гиппиус. Стихотворение Ходасевича характерно
для него, но далеко не из его лучших. В стихах Д. Кнута всегда есть
какая-то неприятная напыщенность, высокопарность, они слишком громки. Особенно
это относится к первому стихотворению — оно тонет в словесной шелухе. Во втором
есть строфы прекрасные, крепко слаженные, сильные.
Хорош
единственный рассказ — Нины Берберовой: он тонко и хорошо написан.
В статье Антона
Крайнего «Прописи» углубляется и развивается основная мысль предисловия
(апология идеологии!). Правильная по мысли статья Ю. Терапиано о «двух
началах в современной русской поэзии», олицетворяемых Ходасевичем и Пастернаком,
пожалуй, чересчур многословна.
В отделе
библиографии сильнее всего проявился молодой «реакционный» задор журнала.
В общем, хотя
ничего внутренне значительного «Новый дом» пока не дал, самое его появление
ценно и показательно. Будем ждать, чтобы он вполне оправдал себя.
|