Цетлин М. «Новый дом»
[№ 1] // Последние новости. 1926. 11 ноября. № 2059. С. 3.
Мих. Цетлин
«Новый дом»
«Новый дом»,
несомненно, интересно задуманный журнал. Он хочет заполнить пробел в литературе
эмиграции, ответить на существующую потребность в небольшом и живом чисто
литературном журнале.
«Пора
литературе и критике вновь стать идейными» – вот его лозунг.
Редакция зовет
к подлинному искусству духа, хочет соединить традицию с новизной. «Направляясь
к будущему, мы несем с собой из прошлого то, что нам кажется непреходящим и
ценным».
Этим
определяются дух и задания журнала. Нам кажется, что небольшой размер его –
невольно будет толкать его к полемике, к борьбе. Есть тяжелая артиллерия, и
есть легкая конница. Журнал будет полемическим или его не будет (как нужного органа). Конструктивные задачи
для него трудны. Но полемика, борьба, освещенная конструктивными задачами –
сама по себе конструктивна. Пусть журнал борется со всем дурным в литературе –
это будет хорошее и нужное дело.
Книжка «Нового
дома» открывается стихами, которым, по-видимому, будет уделяться много внимания
(журнал редактируется поэтами). Как всегда горько-умен Ходасевич. Интересна
стихотворная полемика на тему о любви между Г. Адамовичем и Гиппиус. О любви же
– патетические стихи Д. Кнута. Журнал перепечатывает из «Русского современника»
стихи Ф. Сологуба, говорящие о неоскудевшей лирической силе поэта.
Кроме стихов,
в «Новом доме» дан сжатый, жуткий рассказ Н. Берберовой «Жених». Критический
отдел, который должен быть основным отделом журнала, открывается статьей Антона
Крайнего «Прописи». Эти прописи, написанные знакомым всем четким, острым
прекрасным почерком столь замечательного критика, не останутся ни незаметными,
ни бесполезными. Умная статья Ю. Терапиано несколько схематично характеризует
Пастернака как поэта Хаоса, и Ходасевича как поэта Космоса. В четких и ясных
строфах Ходасевича «порою хаос шевелится», а хаос Пастернака – несомненно –
хаос организованный, имеющий свои законы.
Нельзя не
приветствовать новый журнал, издаваемый молодыми поэтами, и все же (что так
редко теперь) не отрицающий огульно все «старое», не обрывающий нить культурной
традиции, не ссорящий поколенья. Пожелаем им окрепнуть, выявить свое лицо и
занять свое нужное место в литературе изгнанья.
|