Бенедиктов М. [Берхин М.Ю.] «Окно». Книга
третья // Последние новости. 1924. 8 мая. № 1239. С. 3.
М. Бенедиктов
«Окно». Книга третья
Вообразите
себя в студенческой комнате, где-нибудь на Кривоарбатском переулке. Дело
происходит в 1905 году. Идет страстный спор. Группа студентов-марксистов
оспаривает у группы студентов-народников монополию на спасение мира. Спорят
страстно, до хрипоты. Голова — мутная от сизого табачного дыма и от чая. Вдруг
кому-то приходит в голову счастливая мысль — открыть окно. В душную комнату
врывается струя свежего воздуха. Спорщики начинают успокаиваться. И скоро
страстный диспут сменяется дружной студенческой песней…
Эта
ассоциация, навеянная несколько неожиданным названием парижского журнала —
«Окно» — однако, не вполне случайна: в душной эмигрантской комнате, насыщенной
страстными политическими спорами, кто-то открыл окно… Ведь вот пестреют имена
Бунина, Шмелева, Гиппиус — и никаких диспутов, ни слова о «миссиях», об
«эмиграции». Хлынула струя свежего воздуха. Бунин и Шмелев здесь не «идеологи»,
а художники. Гиппиус никого не обличает, а спокойно вспоминает прошлое.
*
* *
Сборник
открывается бунинским рассказом «В ночном море». Двое старых знакомых
неожиданно встретились, после двадцатитрехлетней разлуки, на пароходе, и подводят
итоги жизненному пути. Их связывает в прошлом тягостный эпизод. Но «прошлое —
вздор». Они спокойно бередят старые раны. Много ужасного пережито. Но —
«сплошной ужас: совсем не страшно». Рассказ на тезисе тургеневском «Самое
страшное — то, что нет самого страшного». Рассказ — с избытком резонерства, но
все же типично «бунинский».
Повесть Ив.
Шмелева — «Солнце мертвых» (любопытное совпадение: совершенно так же озаглавил
французский писатель Камилл Моклер свой последний роман: «Le Soleil des morts») — эта повесть отчасти знакома
читателям по отдельным отрывкам, помещавшимся автором в некоторых газетах. Эта
повесть — еще не доказательство той простой истины, что еще не пришло время для
художественного отображения русской трагедии. Отдельные эпизоды повести, рисующей
Крым периода гражданской войны, голода и мора, производят потрясающее
впечатление. Но это впечатление — как-то целиком «художественное», скорее —
ощущение физической боли. Налет истеричности искажает облик большого писателя.
И не
парадоксально ли, что рассказ в форме монолога Тэффи «Предел», трактующий о
«человеческом слишком человеческом», вне апокалипсических ужасов недавней
современности, вне каннибализма и взаимного истребления, — что этот рассказ
производит, пожалуй, более сильное впечатление, чем нагроможденные ужасы
Шмелева. Тэффи больше смотрит в душу человеческую, чем на внешнюю стихию
разрушения. Тихая слеза иногда больше действует, чем пронзительный крик.
«Предел» — повесть о неудачнике, о «лишнем человеке», может быть, о самом
обыкновенном человеке, изжившем все иллюзии. Он тяготится своим «уродством»,
своей бедностью, незначительностью, но старается сохранить «форму». Иногда ему
удается еще причинить кому-нибудь боль — тогда он совсем доволен собой… De profundis… На известной
глубине все человеческие души отчасти повторяются. Надо уметь «зачерпнуть».
Тэффи сумела.
Трогательны и
волнующи «Кусочки из воспоминаний» Мих. Осоргина. Именно так — отрывочно, в форме
записей в дневнике — и можно подходить к изображению «вздыбленного» русского
быта.
Несомненный
историко-литературный интерес представляет очерк Зин. Гиппиус — «Задумчивый
странник» (В.В. Розанов). Этот очерк не только является мастерской попыткой
разобраться в психологической загадке Розанова, но и представляет мемуарный
интерес. Автор попутно зарисовывает портреты Карташева, Тернавцева, Скворцова и
других лиц, группировавшихся вокруг «религиозно-философских собраний» и «Нового
пути». Эту же среду описывает и Андрей Белый в своих воспоминаниях, но делает
он это с обычной своей взвинченностью, сумбурностью и с подделкой — именно
подделкой — под розановщину. Воспоминания Зин. Гиппиус — гораздо спокойнее и
объективнее и приобретают, поэтому, несравненно больший исторический интерес.
Почему,
однако, автор озаглавил свой очерк «Задумчивый странник»? Почему — «странник»?
Этот трафаретный образ нисколько не соответствует парадоксальной личности
Розанова. Розанов, как метко замечает Зин. Гиппиус, скорее «явление», чем
«человек». Почему же «странник»? Заглавие очерка, впрочем, несущественно. Г-жа
Гиппиус дает мастерский портрет Розанова — всегда «интимного», «шепотного». В
каком бы обществе, в какой бы среде он ни находился, он всегда наедине, всегда
«несклоняемый». Розанов — меньше всего «писатель». «Писанье, или, по его слову,
«выговариванье», было у него просто функцией». Он писал, как организм дышит.
Ему чужды были муки творчества, процесс отбора, самокритики. Отсюда — смесь
важного и пустяков, «грязцо», цинизм. Его занимали только две проблемы — Бог и
пол. Его страстная привязанность к еврейству и столь же страстное отталкивание
от него объясняются тем, что в иудаизме он нашел ощутительную связь Бога с
полом. Этот вожделенный синтез и влек, и отталкивал его. И отсюда — его
дифирамбы еврейству и бредовые статьи в «Земщине» во время дела Бейлиса.
Очень ценны
для уразумения парадоксального облика Розанова сведения, сообщаемые г-жой
Гиппиус — кажется, впервые — о первой жене его, бывшей любовнице Достоевского.
Сборник
заканчивается интересной статьей М.Л. Гофмана о неизданных рукописях Пушкина.
Автор впервые опубликовывает некоторые автографы поэта из ценного собрания
великого князя Константина Константиновича (К.Р.)
|