Даманская А. «Окно».
Трехмесячник литературы. 2. Париж, 1923 // Дни. 1923. 8 июля. № 208. С. 15.
А. Даманская
«Окно». Трехмесячник литературы. 2. Париж, 1923
«О дураке
Емеле, какой вышел всех умнее» — чудесно рассказанной сказкой И. Бунина, злым
символом открывается вторая книга парижского трехмесячника. «Не сеял, не пахал
и никакой работы не знал» — Емеля дурак, а вот — подите… Какая блажь в голову
не приходила, и все «по щучью по веленью, по моему моленью» — все сбывалось,
вплоть до… Ну, как в сказке — вплоть до царской дочери в жены и полцарства по
всему закону. Достигнув предела земных мечтаний, стал Емеля о своем уделе
радеть? Как бы не так!
Стал Емеля
«жить да поживать, на бархатных подушках лежать, душу сладкими закусками
ублажать. Мол, и без меня управятся — с государством-то!»
Хвалить И.
Бунина даже как будто неловко. Похвала ему отдает уже литературным
провинциализмом. Достаточно подписи И. Бунина под страницей для того, чтобы эту
страницу принять целиком, как художественный дар — Sendung, — есть для таких редких случаев
меткое слово у немцев.
Но автор
бесподобно-изложенной сказки об удачах Емели дурачка «на том пиру, как
говорится, был, да, признаться, все это дело забыл — дюже пристально угощали: и
теперь глаз от синяков не продеру!»
Вот это —
жаль! Ибо менее всего пристали И. Бунину, именно И. Бунину глаза невидящие, да
по какой причине еще: из-за фонарей — пиршественных…
Как настойчиво
вспоминаются при чтении этой сочной, мудрой, злой сказки, торжественные,
страстные строки Верхарна из поэмы о корабле, долгожданном, не узнанном не
пожелавшими его узнать…
Не узнали «ни
снастей, ни матросов на нем, ибо слишком он был непохож на рассказы учителей
старых…»
«Солнце
мертвых» — ряд очерков И. Шмелева о пещерной жизни на юге России, у моря, где
жил писатель последние годы. О голодной тоске, сближающей людей и зверей, о
«прошлом, изодранном по частям», об оскверненной, уходящей жизни, о кончившейся
жизни и наступившей сказке, «страшной сказке» рассказывает И. Шмелев.
Рассказывает знакомое многим, недавно расставшимся с Россией, и для всех новое
и волнующее, потому что подлинной скорбью, какою-то эпической печалью о
безвинных и виновных насыщена каждая страница.
После
шекспировской «Бури» трудно, казалось бы, сказать что-либо новое о конечном,
неизменном торжестве Ариеля над Калибаном, но в наши дни так бесценна эта
надежда, что с глубоким удовлетворением читается со вкусом написанный рассказ
П. Муратова о Миранде, в муках и страданиях давшей миру Ариеля, одно имя
которого звучит «нежным и чистым эхом блаженных дней в зловещей тишине
колокола».
Э. Ренан в
драме своей «Калибан» не дал развязки торжествующей вакханалии охлоса, и так
понятно, что современный писатель по своему варьирует бессмертную поэму
Шекспира. А на заключительные строки рассказа П. Муратова «из освобожденного
города донесся звон колоколов, призывавших к молитве у неоскверненных более
алтарей» — читатель откликается благодарным: конечно, так было, так будет.
Трогательны,
убедительны своей простотой любовно зачерченные портреты декабристов Амари, и
просится в память стих, свежий и своеобразный, без затейливых и безвкусных
модных новшеств.
А. Ремизов
назвал семьдесят с лишком печатных страниц «Письмами Розанова». — Но писем, в
том числе записок в три, четыре строки — приходите чай пить, или не могу придти
чай пить — очень мало приведено А. Ремизовым, да и приведенных, быть может, и
лучше было бы не приводить. Наверно даже, отсутствие этих писем в так уютно,
так домашне-семейном очерке А. Ремизов, было бы только приятно и умершему, и
оставшимся на земле близким его. Хотя бы этот случай с барышней (стр. 164). —
Мало ли какая муть вдруг зальет душу человека, — бо человек есть, — и уже другу
ласковому, которому про наваждение дьявольское поведано, быть может, — все-таки
лучше было бы об этом промолчать. Пишущим о мертвых, да и о живых хорошо бы
следовать умному совету З. Гиппиус, предпосланному к превосходному ее очерку —
портрету Вал. Брюсова, в той же книге «Окна». «О живых или о мертвых пишешь —
надо о чем-то, о какой-то фактической правде, хорошей или дурной — умолчать.
Эти умолчания не искажают образа. Но не надо прикасаться к “тайне личности”,
которая должно быть и все равно будет — сокрыта навсегда.
«Тайны
личности» — В. Розанова увлекающие страницы А. Ремизова не раскрыли, а
немногое, что сказано автором о самом Розанове, вряд ли осветит этого сложного
человека и неоцененного еще писателя не знавшим его лично.
К насыщенным
мыслью страницам Л. Шестова «Странствия по душам», к увлекательным главам Д.
Мережковского «Египет — Озирис» и блестящему очерку Б. Шлецера «Два течения
русской музыки» — отсылаем читателя. Прочитает их, богаче станет…
|