Елита-Вильчковский К. «Русские записки», октябрь 1938 // Бодрость. 1938. 6 ноября. № 199. С. 4.

 

 

 

Кирилл Елита-Вильчковский

«Русские записки», октябрь 1938



После крайне слабых стихов в предыдущем номере «Русских записок» стихи в октябрьском номере доставляют подлинное удовольствие. Удачны стихи Голенищева-Кутузова. Приятен бунинский тон неизвестного нам доселе И. Эсколя. М. Струве казался обычно суховатым и скучноватым — на этот раз впечатление совсем иное. «Три года» подкупают простотой, непритязательностью и в то же время искренним лиризмом. Они гармонируют с общим стилем этого номера «Русских записок», в котором (может быть, просто случайно) как-то неожиданно проявилась некая целостность. Есть по всей книжке налет какой-то старомодности, какой-то обращенности к прошлому, полунасмешливой, полусентиментальной. И «Юность» Осоргина, и «Повесть об отце» В. Андреева, и «Детские и отроческие годы Дягилева» Лифаря, и воспоминания П.Н. Милюкова — все воскрешает эпоху очень далекую, и притом не с музейной беспристрастностью, но с живой нежностью, и в этой нежности к прошлому заключается своеобразное очарование. Пусть эпоха, о которой идет речь, мало симпатична, и дела, которые описываются, осуждены историей с необычайной суровостью. Пусть Леонид Андреев в наших глазах не имеет того обаяния, какое он имел в глазах современников. Пусть в манере Осоргина кое-что просто раздражает. Дело не в этом. Читая «Русские записки», многое из прошлого становится если не более нам по душе, то, во всяком случае, человечески понятнее.

В этом отношении даже ультрамодернизм Яновского не нарушает впечатления. «Селиновский» стиль «Портативного бессмертья» слишком откровенно искусственен, слишком откровенно нелеп, слишком не вяжется с традиционным и очень русским мотивом романа. Скачки Яновского (от Всеволода Иванова к Селину) досадны, конечно. Лучше было бы этому несомненно талантливому автору придерживаться чего-либо более самостоятельного или, по крайней мере, менее претенциозного. Но, как сказано, стиль номера от этого не страдает. Подражание Гамсуну или Пшибышевскому или д-Аннунцио было ведь тоже типичным для той эпохи, которая вспоминается.