Николаев Г. [Гомолицкий Л.Н.] «Русские записки», кн. II. (Часть литературная) // Меч. 1938. 16 января. № 2 (188). С. 6.
Г. Николаев
«Русские записки» кн. II (Часть литературная)
Недавно вышедший второй том «Русских записок» открывают главы новой книги Д.С. Мережковского — о Данте. Это главы о детстве и любви к Беатриче — дошедший до нас по скудным источникам рассказ, за которым стоит второй образ юноши-сновидца — «неизвестного» Данте. «Малым кажется великий Данте перед величайшим из сынов человеческих, но участь обоих в забвении, — пишет Мережковский, — Иисуса Неизвестного — неизвестного Данте — одна. Только едва промелькнувшая черная на белой пыли дороги тень — человеческая жизнь Иисуса; и жизнь Данте — такая же тень».
Начальные главы о жизни Данте обещают многое. В книге о Данте отвлеченное, великое, которому с такою страстью отдается Мережковский, должно сочетаться с живым малым. Есть основание думать, что путь по кругам ада, чистилищу и воспарение к небесным сферам — путь, полный значения и для самого Мережковского, в котором всегда спорили художник, историк и боговидец.
Следующие за «Жизнью Данте» рассказы В. Сирина «Озеро, облако, башня», В. Яновского «Двойной нельсон» и Ант. Ладинского «Борисфен, река скифов» (отрывок нового романа — из истории Византии) объединены общими формальными замыслами. Проза Вл. Сирина всегда кажется попыткой разрешения сложной стилистической задачи. Рассказ В. Яновского одна из попыток утверждения фантастической реальности мира, создаваемого искусством. Перед Ладинским же стоит цель нового большого труда — стилистического опыта, на этот раз из истории Византии.
Рядом с этими, так сказать, «формалистическими» опытами ничуть не теряет рассказ Зурова «Дозор», выдержанный в старой, теперь можно сказать — «бунинской школе». Да и тема его отчасти бунинская, — конец усадьбы, взятая только острее и углубленная: время рассказа — революция: горящие имения, гибнущие и бегущие из своих родных гнезд помещики.
В известном смысле знаменателен отдел стихов, во главу угла которого положено прекрасное стихотворение З. Гиппиус «Сияние»: — «о сиянии слов», поясненном в «постскриптум» — «сияние Слова». Здесь, в этом отделе намечено два переломных момента: Ю. Терапиано, один из парижских поэтов наиболее «лирико-интимно-документальный», написал и напечатал стихотворение о командарме-троцкисте, «выведенном в расход», — с такими «лубочными» строками:
Ты с собакой — Троцким яму рыл,
С мертвым Каменевым ворожил!..
и т.д.
а А. Штейгер, создавший особый жанр восьмистиший, недоговоренностей, скобок и многоточий, дал огромное для себя и тяжелое стихотворение, где, несмотря на скобки и многоточия, все слишком договорено и тяжеловесно. Оба стихотворения следует считать срывами, но появление их знаменательно, как показатель большого кризиса поэзии, созданного уходом эмигрантских поэтов от действительности, их «эмиграцией из жизни». Теперь уже никто не культивирует этого ухода, но создалась инерция, непреодолимая и мертвенная. Инерция умирания. Естественно отчаянным движением преодолеть ее. До эстетики ли тут, — можно ли заниматься рифмой и стилем, можно ли заботиться, оригинально ли, художественно ли, если дело идет о жизни. И показательно, что такой отчаянный жест сделан одним из оригинальнейших зарубежных поэтов, А. Штейгером и таким «монпарнасцем», как Ю. Терапиано.
P. S.
В мои расчеты не входило писать о второй части «Русских записок», где в числе других статей есть проникновенная статья Л. Шестова о Достоевском, М. Цветаевой «Пушкин и Пугачев» и др. Но не могу обойти молчанием нового выпада Г. Адамовича, который не знаю как и назвать. В конце своей небольшой статьи, с неопределенными выводами, о советской литературе он, между прочим, пишет: «…у Сталина, как “символа”, есть страшная опасность: национализм. За последними революционными декорациями встает тут “свиное рыло” настолько знакомое по русскому прошлому, что поистине охватывает дрожь! И страшна эта опасность особенно потому, что она вообще носится сейчас в воздухе и явно встречает сочувственный отклик у молодежи!..»
Итак, «главная опасность» состоит в том, что коммунист Сталин может впасть в национализм. Из двух «зол» Г. Адамович предпочитает коммунизм.
Любопытно, что подобные вещи Г. Адамович позволяет себе не в газете, но в «толстых» эмигрантских журналах. И еще любопытнее, что эмигрантские журналы их преспокойно печатают!
|