Кульман Н. Пятилетие «Современных записок» (Книга
26-ая) // Возрождение. 1926. 21 января. № 233. С. 3.
Н. Кульман
Пятилетие «Современных записок»
(Книга 26-я)
«Юбилейная»
книжка «Современных записок» составлена, по обыкновению, разнообразно,
содержательно и живо. Как всегда, первое место занимают наши известные
писатели-художники: Бунин, Шмелев, Ремизов, Бор. Зайцев, Мережковский.
Сделавшись постоянными сотрудниками журнала, они привлекли к нему внимание
читателей, вывели на широкий путь, помогая ему вырасти и дожить до пятилетнего
юбилея.
За это время
Бунин поместил в «Современных записках», между прочими, такие блестящие
произведения, как «Несрочная весна», «Преображение», «Митина любовь»; Шмелев —
«Про одну старуху» и «Каменный век»; Мережковский — «Тайную мудрость Востока» и
«Рождение богов»; Зайцев — «Золотой узор» и т.п.
Критик
«Последних новостей» Антон Крайний считает, что эти повторяющиеся имена дают
впечатление однообразия и предлагает «взглянуть в сторону молодежи». Но ведь
эти-то повторяющиеся имена и создали читателя журналу. Редакция, вероятно,
охотно напечатала бы и без специальных взглядов в сторону молодежи все то, что
оказалось бы талантливым, хотя бы авторы и были новичками в литературе. Но
делать такой серьезный журнал, как «Современные записки», полем для школьных
упражнений в литературе или питомником для считающих себя «юными талантами»,
было бы нерасчетливо: каждый читатель всегда предпочтет произведение настоящего
мастера ученическим попыткам молодых.
Литературная
часть 26-й книги очень богата. Я уже писал в отдельной статье (№ 198
«Возрождения») о «Цикадах» Бунина и здесь только повторю, что это одно из
замечательных произведений русской литературы, насыщенное тончайшими
настроениями, полное сложных переживаний и дум большого художника. Антону
Крайнему моя восторженная статья пришлась не по душе, и он не без яду заметил
по моему адресу: «всякий ищет бога и находит его там, где ему свойственно». Но
у Бунина столько читателей и почитателей и среди них столько блестящих имен
русских и иностранных, что, право, иметь «свойство» преклоняться пред этим
самым большим современным нашим писателем — совсем незазорно. Впрочем, не вижу
ничего зазорного и в том, что своего бога Антон Крайний нашел в г. Вишняке:
каждый, действительно, «находит его там, где ему свойственно».
Рассказ
Шмелева «На пеньках» — производит сильное впечатление изображением надломленной
психики крупного ученого, знатока искусства, эстета, который, после 6-тилетнего
пребывания в условиях советского строя, вырвался в Европу и рассказывает своему
приятелю о жизни «в гнусном чаду». Страшно становится, когда представляешь его
на пеньках, среди болота, в тряпке «с лицом очумелой затравленной собаки».
Рассказ его нестройный, с постоянными отступлениями, повторениями, которые
порой могут показаться утомительными, но в нем не было бы художественной
правды, если бы он стал иным: ведь это рассказ человека, который «из
отравленного болота вылез», который «душу освобождает от захлестнувшей тины», у
которого «сказки отняты, отнята и охота мерить слова свои». Чувствуется, что
Шмелев писал «На пеньках» с тою же душевной мукой, которую дышит каждая
страница его «Солнца мертвых» или «Каменного века». Нет сомнения, что
когда-нибудь произведения Шмелева дадут более яркое представление о страданиях обитателей
СССР, чем кипы исторических документов, и будут грозным обвинительным актом
против тех, которые «целое великое царство подменили».
Советскому раю
посвящен также рассказ Ремизова «Труддезертир» и воспоминания Марины Цветаевой
«Мои службы».
Тема рассказа
Ремизова несколько неожиданна и мало благоуханна: «На площадке 6-го этажа около
самой дверцы лифта неизвестная собака навалила величайшую кучу». Историю об
этой собачьей куче, а попутно о потопе человеческих нечистот, о «харке и
плевке» Ремизов рассказывает на полутора листах. Странная фантазия и образы
словно психопатологические! Но Ремизов писатель хитрый, любит иносказания и
намеки. Только в конце начинаешь понимать, что так отвратительно загаженный дом
— символ к плакату, упоминанием о котором завершается рассказ: «Царству рабочих
и крестьян не будет конца».
М. Цветаева в
ряде ярких картинок с тонким юмором изобразила тот строй, за окончание которого
она собиралась, оставляя свои службы, поставить свечку у Иверской.
После
кошмарных впечатлений от рассказов, связанных с жизнью в СССР, читатель
отдыхает на изящной миниатюре Бор. Зайцева «Алексей Божий человек». Простотой и
любовью проникнут этот рассказ о том, кто сам был «простота, любовь, смирение и
бедность».
——
Годовщине
декабрьского восстания посвящены статьи Мережковского, М.А. Алданова и М.О.
Цетлина.
Мережковский
доказывает, что Март и Декабрь — одно, и что Октябрем убивается Март.
Исторически это еще менее убедительно, чем заявление Ленина о том, что он ведет
свою родословную от декабристов через Герцена. Лучше бы в дискуссиях о Марте и
Октябре не тревожить многострадальные тени романтиков-идеалистов 14 декабря.
Статья М.А.
Алданова «Сперанский и декабристы» пропитана насквозь тем настроением, которое
характерно для всей «житийной» литературы о декабристах. Назначение Сперанского
судьей в деле декабристов, конечно, «акт изощренной мести» со стороны имп.
Николая I, доклад
Сперанского, этого бюрократа «почти гениального, с большой шириной (широтой?)
взгляда», само собой, «высокий образец гнусности». Карамзин, естественно «злой
гений Александровской России» и т.п. Очевидно, ста лет для некоторых еще мало,
чтобы быть беспристрастным.
Наибольшим
историзмом и добросовестностью отличается яркая статья М. Цетлина о 14 декабря.
Конечно, не в характеристике Николая I, который, по словам г. Цетлина, боролся только «за свою самодержавную власть» и был «очень отвратителен в
это время» (между прочим, декабрист Батенков писал о царе: «Он велик был в эти
дни») и т.п. Но в части, касающейся анализа декабристов, г. Цетлин высказал
много психологически тонких и исторически верных соображений.
——
Пятилетие
существования «Современных записок» дало повод М.В. Вишняку «напомнить, в какой
обстановке и в каких целях возник самый журнал» и подвести «некоторые
социально-политического порядка итоги происшедшему за это время на территории
СССР и в зарубежной России». Все это очень любопытно для понимания тех кругов,
к которым принадлежит г. Вишняк.
Главную беду
от большевиков г. Вишняк видит не в коммунизме и основное зло «не в том, что они сделали, а в том, как, какими политическими средствами осуществляли они свою старую, новую, или
новейшую экономическую программу». Он не склонен считать, что «все худшее
позади», он думает, что «предстоит еще долгий, тяжелый путь — расплаты за
недозволенную роскошь терпеть РКП, как власть, целых восемь лет», но вместе с
тем он «ощущает неисчерпаемую жизнеспособность России».
Ко всякого
рода «подвывалам», по крылатому выражению Тэффи, вроде Осоргина, Кусковой и
Пешехонова, г. Вишняк относится отрицательно. Но революции против большевиков
боится «в интересах скорейшего и безболезненного восстановления России». У г. Вишняка,
как и у всех почти его единомышленников, в данном случае «ум с сердцем не в
ладу». За несколько страниц до этого он признает, что «из всех возможных
пореволюционных исходов на долю России выпал едва ли не самый тягостный и
мучительный», т.е. если коммунистический строй и стал падать, то «медленно
сгнивая на корню, заживо разлагаясь и отравляя
продуктами своего разложения окружающую социально-политическую ткань»
(курсив мой). Казалось бы, что революционное свержение большевиков один из
лучших методов, способных предохранить от дальнейшего и еще более глубокого
заражения социально-политическую ткань, но былые специалисты по революциям
изменяют своим профессиональным вкусам и навыкам, когда речь идет о революции
против большевиков: Карфагена разрушать нельзя, надо ждать, пока он сам
разрушится.
Впрочем,
подобная боязнь революции в отношении большевиков не удивительна в тех, кто
любовь к родине связывает с определенной формой
культуры, главным, или исключительным образом, культуры политической. Форма эта была определена
«Современными записками» пять лет тому назад: федеративное устройство России, Учредительное Собрание, республиканский
образ правления. Журнал обещал, что он «будет органом независимого и
непредвзятого суждения о всех явлениях современности» с точки зрения вышеуказанных начал. Независимость и непредвзятость
при таких условиях, конечно, могут быть только очень относительными.
Вот почему они
боятся «сложения сил», особенно тех, которые не исповедуют «полного приятия мартовской революции с
ее завоеваниями и в области политической и в области социальной», которые
благополучие России не ставят в зависимость от Учредительного Собрания и
федеративной республики и не считают, что бороться против большевиков можно
только борясь за определенную форму
правления.
Тот же г.
Вишняк в раздраженной статье в 25-й книжке «Современных записок» по поводу
«Возрождения» упрекал Струве за то, что он Россию связывает «с определенной
формой правления и организацией властвования», но этот упрек был с больной
головы на здоровую. Струве только одного жаждет: «свержения большевиков всякими способами». Социалисты же всех мастей
этого боятся: левые эсеры давно доказывали необходимость признания
большевистской власти и уверяли в неизбежности эволюции ее, эсдеки-меньшевики
давно стали оппозицией его величества большевизма, правые эсеры предпочитают
медленное изживание большевистской власти, мирясь с отравлением продуктами ее
разложения социально-политической ткани России. А рядом с ними «подвывалы»,
засыпатели рвов и т.п. разновидности.
Обыкновенно,
впрочем, почти никто на идеологию «Современных записок» не обращает особого
внимания. Журнал славен и влечет к себе не проповедью учредительного собрания,
федеративной республики и т.п. Все это «консервный» материал, пропитанный той
психологией, которую Струве так метко назвал старорежимной. Свежесть журнала
зависит от того, что там пишут лучшие наши писатели, ничем не связанные с «определенными формами культуры»; от
того, что там помещают статьи такие ученые, как М.И. Ростовцев; от того, что
редакция устранила или стремится устранить вопрос о принадлежности авторов к
той или иной политической группировке; от того, что журнал выполнил свое
обещание открыть свои страницы для всего, что в области художественного
творчества и научного исследования представляет ценность с точки зрения русской
культуры.
В этом смысле
«Современные записки» сыграли значительную роль. Конечно, теперь не скажешь:
Дай Бог поболее журналов:
Плодят читателей они.
Было бы
слишком большой роскошью. Но за то, что «Современные записки» сохранили читателя и давали ему в
области художественной и научной здоровую пищу, за то, что они поддерживали
интерес к завоеваниям нашей дореволюционной культуры, — за все это надо им
сказать душевное спасибо и пожелать дальнейшего процветания.
|