Б. К. [Айхенвальд Ю.И.] Современные
записки. Кн. XXI. Париж 1924 // Руль. 1924. 29 октября. № 1188. С. 5.
Б. К.
Современные записки. Кн. XXI. Париж 1924
Если
остановиться только на том беллетристическом материале этой книги, который дает
не одни лишь начала и продолжения, но и концы, то надо будет выдвинуть хронику
С.Р. Минцлова «Из снов земли», в данном номере журнала законченную. Она
написана живо, легко, остроумно; она изображает помещичью жизнь кануна
революции, приблизившуюся вплотную к войне; она занятно развертывает картины
быта, во многом дикого и несуразного, с еще не изжитой жестокостью и разгулом
крепостной старины. Еще немного, и все это рухнет; но пока… пока у автора —
блестящие паркеты, закутанная в чехлы мебель, статуи, вазы, картины, веранда с
диким виноградом, прямые аллеи липового парка, и во время ночной грозы над этой
красотою усадьбы, над этой землею вообще «то и дело беззвучно раскидывается и
смыкается будто огромный синий веер»; и в этой обстановке — не очень глубокие и
часто пошлые происшествия любви. Кладет г. Минцлов свои сочные краски уверенно
в стиле явной сатиры, которая переходит в шарж и, что еще хуже, — в сплетню:
именно такое впечатление производят «Сны земли», будто наш беллетрист не
столько повествует, сколько сплетничает, почти как его героиня Перепетуя
Петровна; и вот почему не берешь как-то всерьез его произведения, хотя,
повторяем, оно и сделано умело, технически ловко и бойко.
Очень
интересны по своей жизненности воспоминания З. Гиппиус о старых русских
литераторах, которых она встречала в годы своей юности, — о Плещееве,
Полонском, Вейнберге, Суворине и, в виде приложения, о Толстом. «Благоуханье
седин» называет г-жа Гиппиус свои страницы: но этот благородный аромат несется
от них не всегда. Он исчезает там, где на первый план выступают не
вспоминаемые, а вспоминающая, — например, там, где довольно пренебрежительная
речь идет о Чехове; может быть и метки некоторые соображения автора об его
писательской и человеческой личности; но тон, которые делает музыку, здесь
делает ее неприятной и колкой.
О поручике
Пирогове, которого некогда удачным приемом своей адвокатской талантливости спас
от смертной казни О. Грузенберг, весьма литературно вспоминает последний; и это
было бы хорошо, если бы статья выдающегося юриста была написана менее
притязательно и с меньшей сосредоточенностью автора на самом себе; кроме того,
впечатление невеликодушности остается от тех язвительных слов г. Грузенберга,
которые посвящены деятелям и вождям недавней России, — деятелям и вождям, и без
того принявшим уже лютую смерть от руки большевиков…
В ярких
импрессионистских зарисовках Марины Цветаевой «Вольный проезд» виднеется уголок
большевиками созданной действительности; и как наша поэтесса добывала на
станции Усмань полтора пуда пшена и муки, это непременно войдет если не в
историю поэзии, то в историю революционного быта.
Продолжает
делиться Ф.А. Степун своими не всегда приемлемыми, но всегда своеобразными
«мыслями о России» (которые ждут обстоятельного разбора); для характеристики
умственных течений в современном социализме живой интерес представляют очерки
Марка Вишняка «На родине и на чужбине» и Ст. Ивановича «Партия труда и власть».
|