Познер С. Писатель,
критик и читатель (кой-какие итоги) // Последние новости. 1924. 10 февраля.
№ 1166. С. 2. [По поводу статьи З.Н. Гиппиус «Полет в Европу» (СЗ № 18)]
С. Познер
Писатель, критик и читатель (кой-какие итоги)
Обмен мнений, последовавший на столбцах нашей газеты
вслед за появлением в последней книжке «Современных записок» статьи Антона
Крайнего «Полет в Европу», завершился, и уместным представляется подвести
кой-какие итоги. Защищаясь от
обвинений П.М. и Сем. Юшкевича, Антон Крайний заявляет, что он и не думал в
своей статье касаться политической физиономии писателей, что он разбирал их
произведения «только (курсив автора) с эстетической точки зрения»,
«зарисовывал художественный облик» их. Доводы, приведенные им, были
малоубедительны, и редакция «Последних новостей» не без основания отмечала в
заключительной заметке к напечатанным документам, что пункт о контрабандном
провозе политики остался не опровергнутым.
В критическом
отзыве П.М. и в статье-отповеди Сем. Юшкевича шла речь об абзацах статьи Антона
Крайнего, посвященных М. Горькому и молодым русским литераторам, живущим в
советской России. Не менее характерно и показательно для насыщенности политикой
«литературно-критического» этюда Антона Крайнего то, что он пишет об
Арцыбашеве. Об авторе «Санина» он отзывается восторженно. «С какой силой, с
каким блеском заговорил он после пятилетнего молчания, гласят эти
панегирические строки. Каждая критическая статья его — воистину “художественное” произведение». Арцыбашев,
уверяет нас Антон Крайний, «как-то весь талантлив, сам; не художник-беллетрист,
а и художник-человек».
Почему сей
шум, звон во все колокола и триумфальная арка вчерашнему проповеднику
кровосмешения? — вправе спросить изумленный читатель. И. Шмелева Антон Крайний
полупокровительственно хлопает по плечу, о Б. Зайцеве отзывается холодно, А.
Ремизова лишь называет мимоходом, а вот Арцыбашева возносит необычайно.
Насколько известно, сей романист и драматург жил в советской России тихо и
смирно, никаких революций ни в литературе, ни в жизни не учинял, Бога и властей
предержащих не гневил. Выехав за границу, свойственных ему сногсшибательных по
пикантности сюжетов и слабой обоснованности проповедуемых теорий романов,
повестей и пьес не выпускал. Антон Крайний говорит о «критических» статьях,
написанных недавно Арцыбашевым. Действительно, статьи такие за его подписью
были помещены в русской газете, выходящей в Варшаве. Но если читатель,
положившись на обозначение их Антоном Крайним, подумает, что автор «Санина»
писал в них о литературных явлениях наших дней, он жестоко ошибется. Фельетоны
Арцыбашева действительно «критические», но «критика» их вся целиком посвящена
революции, ныне изживаемой Россией. «Опусы» Арцыбашева насквозь политические, и
наполняющий их дух столь «густой», — что Д.В. Философов, редактор газеты,
открывшей для них свои столбцы, счел нужным сопроводить их двумя статьями с
явной для читателя целью отмежеваться от не в меру рьяного «критика» и указать
ему на шаткость его разглагольствований.
Антону
Крайнему этот истошный вопль политически невежественного неврастеника
понравился, и, хотя от этих статей до художественной литературы тридцать дней
скачи — не доскачешь, он пропел им дифирамб в своем литературно-критическом
очерке. Как это случилось, понять нетрудно. Политические темы влекут Антона
Крайнего к себе. Он негодует на кого-то, кто, как мы узнаем от него, издал
запрет писателям-художникам касаться этих тем. «Художникам не полагается писать
статей, иронизирует он в своей статье. По нынешним временам всякая статья —
политика (и правда, никак не увернешься, раз заговоришь просто по-человечески).
Беллетристу же у нас в данную минуту дозволяется знать свою беллетристику, а
дальше ни ногой». И в другом месте: «У нас “художество” сейчас загнано в рамку “беллетристики”,
иного места ему не полагается. Это печальная действительность, но это, конечно,
пройдет».
Никакого
запрета писателям-художникам и литературным критикам заниматься политической
публицистикой, как то можно подумать на основании приведенных цитат из статьи
Антона Крайнего, нет. Да и какая инстанция могла бы издать его? Если Антон
Крайний имел в виду большевиков, то ведь задача пролеткульта была как раз
обратная: убить искусство как таковое, сделав из него прислужницу компартии. Но
все же в некоторой доле Антон Крайний прав: известное нерасположение к
публицистическим произведениям писателей-художников и литературных критиков в
современной России и особливо среди нашей эмиграции существует. Эта черта
общественной психологии подмечена верно. Именно «в данную минуту». Когда в
дореволюционное время Короленко выступал со статьей о «бытовом явлении»,
отзывался на процесс мултанских вотяков, подымал голос на защиту выпоротых
Филоновым полтавских мужиков или посылал из Киева корреспонденции о деле
Бейлиса, это не только не вызывало ничьих протестов, а, напротив того, давало
моральное удовлетворение очень многим.
Чем же
объясняется отмечаемое Антоном Крайним недовольство современников политическими
выступлениями беллетристов и критиков? Где его корни? И на чьей стороне правда:
негодующего ли по сему поводу критика или читателей, декретирующих нигде
неопубликованный, но ощущаемый им запрет?
За годы
революции многое изменилось — среди прочего и мы сами, в том числе и
писатели-беллетристы и литературные критики. Распространяться об этом не
приходится, но факт налицо: раньше были в сих, теперь состоят в оных.
Уравновешенность былых дней, столь свойственная и необходимая авторам
художественных произведений, утеряна. Художественного претворения пережитой
грозы мы до сих пор в нашей литературе не имеем. Это отмечает и Антон Крайний,
и такое воздержание наших писателей от разработки современных тем считает
правильным: слишком близко прошла буря, не отстоялось еще впечатление,
произведенное ею. Образы, созданные писателем второпях, будут бледны,
непропорциональны изображаемой действительности, противохудожественны. Но
мышление образами — главная характерная особенность беллетриста-художника, в
этом его отличие от публициста, они владеют им, как только он придвигает к себе
стопки бумаги и берет перо в руку. Он — интуитивист, а не аналитик по своей
природе. Почему же, употребляя термин Антона Крайнего, «вместно» писателю «в
данную минуту» отдаваться политическим темам? Разве он освобождается от
свойственных ему как писателю особенностей, когда пишет о «безумии революции»
или прелестях царизма?
Читатель,
предосудительно относящийся к публицистическим выступлениям своих любимых
писателей, не всегда исходит из указанных соображений. Ему просто приятнее было
бы найти в газете новый рассказ И. Бунина, чем, как то бывало два года тому
назад, статью того же талантливого художника о русской смуте. Его бы обрадовало
появление 3-го тома автобиографии М. Горького и мало радостных минут доставила
брошюра автора «Детства» «О русском крестьянине». Ему отрадно вспоминать
появившееся в первые дни войны стихотворение З. Гиппиус:
Поэты, не пишите слишком рано,
Победа еще в руке Господней,
но внушает жуть и отвращение
рифмованная публицистика того же поэта:
Веревку уготовав,
Повесим их в молчании.
И ведь
читатель прав в своих настроениях. Писательская публицистика — крайне-правая и
крайне-левая, будь то восхваление «Ильича» или славословия причинившего столько
непоправимых бед царизма, безразлично, — принесла ему немало горьких
разочарований. Он с интересом приступает к чтению статьи, раз под ней значится
подпись известного писателя, а по прочтении с горечью убеждается, что опять его
пытались затащить в тот или иной участок.
То же самое,
а, может быть, и горше, когда литературная критика — явно или тайно — служит
лишь прикрытием для политической публицистики. Правда, последняя всегда играла
видную роль в истории нашей критики. Но тому были свои причины, ныне отпавшие
(запрет касаться открыто политических тем), да и требования критике ставились
иные, чем теперь. В Европе, где, по правильному замечанию Антона Крайнего,
нашим писателям есть много чему поучиться, и раньше бывало иначе. Гордость
французской критической литературы Сент-Бев был теоретиком романтической школы,
т.е. того литературного направления, среди сторонников коего было немало
политически левых и правых писателей. Руководитель архиумеренной «Ревю де Дэ
Монд» Брюнетьер всегда бранил Бодлера, независимо от того, придерживался ли тот
в данный момент реакционных политических воззрений или передовых. Полвека тому
назад Виктора Гюго, а в наши дни Анатоля Франса одинаково хвалят французские
критики, как правого лагеря, так и левого.
И
действительно, когда берешь с книжной полки томик Тютчева, разве думаешь о том,
что творец этих поэтических перлов был ретроград, типичный охранитель.
Перечитывая в тысячу первый раз Алексея Толстого, забываешь о том, что поэт
непочтительно отзывался о радикальной молодежи 60-х и 70-х годов. И ведь от
того, что Рылеев, поэт-декабрист, принес свою жизнь на алтарь русской свободы,
никто не возвел его в Пантеон русской поэзии.
Политические
воззрения прозаика и поэта, их частная жизнь, пороки или добродетели должны
оставаться вне поля зрения при художественной оценке их произведений (другое
дело — в исторических изысканиях об их творчестве, тут этот строй вопросов —
полезный наводящий материал). Критика и политическая публицистика — две
несоприкасающиеся плоскости. Великий Бэкон (по мнению некоторых исследователей,
он же — Шекспир) был взяточником и предателем по отношению к своим друзьям.
Франсуа Виллон — разбойником с большой дороги. Марлоу вращался среди подонков
общества. Руссо подбрасывал своих детей у ворот воспитательного дома. Бенжамен
Констан, творец первого психологического романа, неисправимый картежник. Верлен
сидел в тюрьмах и пил горькую. Рембрандт — бродяжил много лет. Андре Шенье
сложил голову на плахе, воспевая свободу, а Шатобриан был пэром королевской
Франции. Разве все эти обстоятельства играют роль в оценке названных писателей
Божьей милостью?
Этого,
например, не понимают коммунистические критики. Для них мерило художественных
достоинств произведения — очень простое: «с нами» автор его, значит — талант,
гений; против нас — бездарность. А вот критик сборника «На посту» (цитирую по
той же книжке «Современных записок», где помещена статья В. Руднева, коим
заслонился, защищаясь в вопросе о М. Горьком Антон Крайний) пишет о том же
хулимом за изъятие «всяческих» ценностей писатель: «Максим Горький — бывший главсокол,
ныне центроуж. Ни в тех, ни в сех. Революция для него драка больших зверей и
писать о ней не следует. Хорошо пел «песнь о соколе», только плохо сел, прямо
сказать в серое болото-трясину. Записался в партию ужей, желудок у него
испорчен, зубы выпадают, нервы издерганы». Иван Бунин — эмигрантский погромный
писатель, а отзыв о З. Гиппиус непристойно воспроизводить. Так далеко заводит
подход к литературе с политической точки зрения.
Когда при
жизни Гоголя «дама просто приятная» интересовалась, блондин или брюнет автор
«Юрия Милославского», это вызывало снисходительную улыбку… Если в наши дни
«дама приятная во всех отношениях» восклицает: «Не говорите мне о писателях в
советской России, они — все большевики!» — это навевает грусть. Время уже
отрешиться от привнесения политических симпатий и антипатий в оценку писателей:
литературная критика имеет свой объект и свои методы.
Это, конечно,
не значит, что литературный критик не вправе посвящать свой досуг писаниям на
чисто-политические темы. Но в таком случае сие надлежит делать открыто, не
прячась ни в каких «эстетических» окопах.
|