Литовцев С. [Поляков С.Л.] «Современные
записки» [№ 14] // Дни. 1923. 18 марта. № 117. С. 13.
С. Литовцев
«Современные
записки»
В отзыве об очередной книге парижского журнала
уместно прежде всего оценить начертанную на обложке цифру XIV. Уже четырнадцать
раз приходили к нам эти белые объемные тома, радуя каждый раз какой-нибудь
новинкой художества или мысли. Свидетельство неутомимого напряжения любовной
воли. Помню первые книги — они были хороши, но в условиях зарубежного бытия все
казалось, что вот иссякнет усилие собирателей: как бы следующие книги не были
бледнее? Дружественные опасения оказывались неосновательными. 14-я книга, и,
право, кажется, что она едва ли не одна из лучших…
Ф.А. Степун
представлен блестяще написанным романом в письмах — «Николай Переслегин». В
отчетной книге напечатана только первая часть романа, и еще невозможно судить о
том, в какую сторону будет заострен авторский замысел и к каким
психо-философским граням приведет нас тонкий, изысканный и несколько
парадоксальный анализ умного писателя. То, что написано, читается с большим,
порою тревожным интересом и волнует предчувствиями.
Б.К. Зайцев
дал нежную повесть «Рафаэль». Задумчиво и просто — вполголоса — рассказано, как
над творческим кипением гениального труженика таинственно витала тень ранней
смерти. Рафаэль, отраженный в душе бесталанного, но трогательного в своей любви
и простодушной вере Дезидерио, получает сквозной и многозначительный свет в
этой прелестной повести.
Рассказ И.С.
Шмелева «Чужой крови» — о пламенном гвардейском солдате Иване, попавшем в
работники к немецкому крестьянину Херру Брауну, — воистину превосходен. Правдив
и остр — при безыскусственной простоте письма. Соприкосновение «думмкопфа»
Ивана с «культур»-херром Брауном дает талантливому беллетристу материал для
ряда весьма тонких и ненавязчивых обобщений расового и бытового порядка. Живые
люди приобретают в рассказе Шмелева символическое бытие!.. Забавен и мил Иван в
своей несуразной рассейской гордости — «наш рубль всем деньгам голова — больше
ничего!»; талантлив в грубоватом донжуанстве; сметлив в понимании новой среды и
умении, приспособляясь, приспособлять ее к себе; безрассудно-органичен в
бахвальстве силой, стоившем ему жизни, и человечески-трогателен в смерти.
Стихотворная
пьеса Марины Цветаевой «Фортуна», к сожалению, дана не целиком. Последние две
картины отложены до следующего номера. Этого, кажется, делать не следовало бы.
Небольшую пьеску можно и должно было бы вместить в одной книжке. Нарушается
цельность впечатления.
После
нескольких стихотворений Зинаиды Гиппиус следует окончание замечательных
очерков «Земли, земли!» В.Г. Короленко. Удивительна тайна высокой и честной
души. Нравственные прописи звучат у этого художника-апостола волнующе, как
откровение. Простые слова тревожат и греют. И это потому, что воля, совесть,
мысль жили гармонически и неразрывно в этом человеке. «Настоящая книга —
заключает Короленко, — имеет целью показать, как тяжкий грех нашего прошлого,
длившийся целые десятилетия, вызвал в конце концов нашу революцию со всеми ее
крайностями… Старая неправда продолжалась десятилетия, революция несколько лет,
оттого ее грехи виднее и резче… Чем скорее мы перестанем говорить о классовой
мести или классовых наградах, тем это будет разумнее… Дело не в наградах или
мести, а в том, что разумное государство должно беспристрастно разыскивать в
прошлом глубокую неправду и спокойно и беспристрастно устранить ее на будущее»…
Необычайно
ценна по материалу и выводам убежденно и убедительно написанная статья П.П.
Муратова — «Открытия древнего русского искусства». Много интересной новизны в
сообщаемых им фактах и крайне значителен культурно-исторический вывод автора.
Недавно открытое древнее русское искусство, о котором в XIX веке и не
подозревали (иконы и фрески) — «говорит непререкаемое, что между Русью
средневековой — Киевской, Новгородской, Суздальской и Русью царской —
Московской лежит не меньшая пропасть, чем между этой последней и императорской
Россией… Искусство XII—XIV веков ясно говорит нам о существовании народа
гораздо более европейского, в смысле единых духовных традиций и единых
культурных наследств, чем русский народ времен Годунова и времен Екатерины.
Искусство говорит, что этот народ, расселившийся на далеком севере, тем не
менее повернут лицом своим на Запад и на Юг, а не на Восток».
И.М. Херасков
в своем социологическом очерке «Революция» делает своевременную и полезную
попытку разобраться в терминах и сущности революций — политической и
социальной. В сжатом и содержательном очерке автор не без успеха срывает с
понятия социальная революция тот демонический покров, в который ее облачает
ужас современников перед потрясениями. Определяя революцию, как приспособление
строя к быту, в тех случаях, когда строй упорствует в игнорировании уже
изменившихся условий быта, автор правильно отмечает ряд явлений,
свидетельствующих о том, что социальный быт заметно и фатально меняется на
наших глазах и что социальная революция, таким образом, логически во времени
неотвратима. Избегнуть потрясений революции, то есть «срывания оболочки» с
процесса, уже внутренне завершенного, может только революционный
эволюционизм, то есть беспрестанное и быстрое осознание свершающихся
изменений быта и их оформление в строе.
А.С. Орлов дал
очень обстоятельную и богатую фактическим материалом статью «Пути
прогрессивного развития и положение русского сельского хозяйства» — попытка
наметить путь, по которому должно развиваться русское землеустроительство.
И.И. Бунаков
продолжает свои чрезвычайно интересные исследования «Путей России». В пятом
очерке он делает поучительный экскурс в древний Египет и пластично изображает
этатический строй нильского государства, в котором личность была без остатка
порабощена строго регламентированным (декретированным) государственным бытом.
Автор отказывается следовать за проф. Ростовцевым, признающим, что египетский
этатизм обанкротился. Египетская культура умерла не от этатизма, а от
дряхлости, как многие другие культуры Востока. Но Египет с его нерожденной
еще личностью — одно, а другое — Россия ХХ века. Опыт этатизма в ней потому
безумен, что опыт этот делается в стране, пронизанной европейской культурой,
где личность, свобода и собственность — основные устои. Верный своим предыдущим
очеркам, И.И. Бунаков и настоящий свой очерк заключает лейтмотивом своего
труда: современное сознание стремится к высшему синтезу, примиряющему
государство и личность, к правде, подымающейся над Востоком и Западом…
Интересное обозрение
М.В. Вишняка «На родине» посвящено анализу и деловой критике советского
правотворчества.
Следует еще
отметить «Мысли о России» Ф.А. Степуна и наброски А.Б. Петрищева «О корабле
православия» — в которых вдумчиво отмечены новые формы русского благочестия и
церковного быта.
В критическом
отделе — рецензии Г.Л. Ловцкого (Бергсон и Эйнштейн), М.А. Алданова (А.Г. Горнфельд),
Ю. Делевского (Блуждающие догмы) и Э.Т. (Дневники Николая II и Александры
Федоровны).
Отдельного
упоминания заслуживают художественные и внушающие инстинктивное доверие
воспоминания Е.Ф. Джанумовой о личных встречах с Григорием Распутиным. Они
читаются с неослабевающим интересом и, подтверждая в общем сложившееся
представление о «старце», дают несколько новых и странных деталей лица этого
одаренного и рокового авантюриста, а также жуткий бытовой материал.
|