Ландау Г. Современные записки. Ежемесячный общественно-политический и литературный журнал. Кн. XII и XIII // Руль. 1923. 25 (12) февр. № 682. С. 13.

 

 

 

Григорий Ландау

Современные записки. Ежемесячный общественно-политический и литературный журнал. Кн. XII и XIII

 

Хотя и далеко не ежемесячно, но все же непрерывно продолжает свою работу парижский журнал, выпуская книги по внешнему виду и составу схожие со старыми русскими журналами. Идейно он объединяет главным образом наиболее видных представителей того, что можно было бы, хотя и с некоторым внутренним противоречием, назвать умеренным революционизмом. Журнал в общем стоит на страже социалистически-народнических традиций русской интеллигенции, подвергая их, однако, и некоторой критике; в художественном отношении он, по-видимому, не руководится никакими критериями, объединяя Белого и Замятина, Ремизова и Короленко, Сологуба и Алданова. Таким образом, в общем «Современные записки» могут быть названы органом академического революционизма и интеллигентской традиции.

Большие промежутки между выходом отдельных книг неблагоприятно отражаются на тех произведениях, которые печатаются частями. Неизменно интересны и пикантны в своей простоте, просты в своей предумышленности отрывки «Девятого Термидора» М.А. Алданова; классическое сочетание легкого скепсиса и грузной эрудиции позволяют рисовать былое одновременно в соответствии и с авторским замыслом и с подлинными документами. Читатель с интересом предвкушает продолжение, не предвидя завершения, ибо в дробном чтении исчезает схема целого. Когда книга выйдет в свет, ее необходимо вторично перечитать, чтобы найти это целое и его оценить.

В «Преступлении Николая Летаева» подлинные переживания детских лет и яркость детской любви — автору, Андрею Белому, не удается заслонить и исказить ужимками специфически ему свойственного языка и привычным дребезжанием формы. Сочно написанный и крепко скроенный рассказ Замятина по-новому возвращает к традициям лермонтовского романтического реализма. Уже другой вид романтического реализма, окрашенного несколько сентиментальничающей наивностью и несколько карикатурной несуразностью — в повести Ремизова. И она сочно написана, но зато неладно скроена: скорее замысел начала повести, нежели готовая повесть.

Особенно привлекательны в своей неподдельной простоте заметки В.Г. Короленко. Подчас удивляет сообщение в них слишком хорошо известных вещей, как будто не требующих изложения, либо же требующих изложения несколько более углубленного. Но неизменная подлинность чувства, неподкупная искренность высказывания и четкая, зоркая наблюдательность дает картины и поучительные, и привлекательные. Они останутся и как ценный материал для истории недавнего прошлого.

Бунаков в схематическом ракурсе рисует «Пути России». Подобное изложение уместно одинаково и в отвлеченно постигающей теории, и в конспективной сводке. Может быть, только в виду дробного печатания отдельными частями, но отчасти вероятно, и в силу отсутствия непрерывной напряженности мысли — впечатление от работы Бунакова скорее склоняется ко второму, чем к первому толкованию. Задачей его далеких философских рассуждений, в конце концов, является, по-видимому, лишь новое обоснование «общины». Совсем иная философия Льва Шестова. Афоризмы в две страницы, и трактат в двадцать строк не имеют определенной задачи, ибо в отрицании задач и заключается задача автора. Если он ни к чему не приходит, то это и есть то, к чему он хочет придти; и если он весь в намеках на непостижимое, то потому что непостижимое и есть предмет его постижения. Уму, склонному в мышлении добиваться каких ни на есть — хотя бы даже и предварительных, промежуточных, временных, условных, но все же — завершенностей, загадочным и недоступным кажется свойственный Льву Шестову талант расплывающихся неопределенностей. Зато обладающему таким талантом открывается неограниченный простор для нескончаемо кружащихся в том же кругу проявлений.

Всего правильнее было бы применить название работы Шестова («Дерзновения и покорности») к общественным статьям журнала: они дерзновенно критикуют социализм и покорно его приемлют. Если бы не жаль было ярких строчек Сологуба, их можно было бы взять для этих статей эпиграфом:

 

Но я и в бунте был покорен

Твоим веленьям, вечный Бог.

 

Наиболее интересное из этих произведений — статья Ст. Ивановича, спасающего социализм подменой его демократизмом.

Интересна и поучительна содержательная статья, хорошо освещающая хозяйственные явления современности, А.А. Чупрова.

В рассматриваемых книгах журнала имеются и другие статьи и заметки. Материал подобран тщательно, но как бы без увлечения; он будет читаться с интересом, но — наверное без волнения.