[Б.п.] «Современные записки», кн. IX // Руль.
1922. 12 марта (27 февраля). № 402. С. 9.
«Современные записки», кн. IX
Только что
вышедшая IX книга
«Современных записок» открывается шестью письмами покойного В.Г. Короленко к
Луначарскому, о которых уже сообщалось в печати. Письма эти очень интересны.
Интересны они не потому, чтобы в них выдвигались какие-либо новые точки зрения
или раскрывались новые истины. Наоборот, все, что пишет В.Г. Короленко, да и
все то, о чем он пишет, уже давно известно. Он протестует против нового
«бытового явления», бессудных расстрелов, возмущается попранием элементарнейших
прав человека в Советской России, изобличает полное пренебрежение большевиков
ко всему тому, что проповедовали их собственные основоположники, упорно твердившие
о необходимости прохождения через фабричную трубу, бичует их упоение
разрушением и стремится раскрыть безвыходность положения, созданного
владычеством большевизма. Вместе с тем Короленко указывает на сугубую
несовместимость мечтаний о немедленном социальном перевороте в России с крайне
низким уровнем врагов в ней.
Все это,
конечно, нельзя назвать новым, и тем не менее письма В.Г. Короленко
представляют собой ценный документ. Они были написаны потому, что Луначарский
со свойственным ему легкомыслием обещал напечатать их в «Правде», но в «Правде»
письма Короленко, разумеется, так и не появились: советское правительство
осталось верно себе и не пожелало знакомить читателей своего органа с
соображениями писателя. С царской цензурой Короленко удавалось справляться, но
от большевистской цензуры есть лишь одно избавление — удаление за пределы ее
досягаемости.
А между тем
заключительный вывод Короленко, который он формулирует в своем шестом и
последнем письме, является ни более ни менее как предвосхищением ленинского
курса. Нужно заметить, что последнее письмо В.Г. помечено 22-м сентября 1920
г., т.е. написано задолго до первых признаков советского термидора. Он
призывает большевиков отказаться от продолжения коммунистического эксперимента
и «самим взять в руки здоровую реакцию». «Вы должны признать свои ошибки, —
продолжает он далее. — И главная из них та, что многое в капиталистическом
строе вы устранили преждевременно и что возможная мера социализма может войти
только в свободную страну».
Едва ли нужно
говорить, что «новый курс» большевиков мало походит на тот, который
рекомендовал им Короленко. И прежде всего они не выполнили его основного, резко
подчеркнутого им требования: «это надо делать честно и полно».
*
Статья А.Ф.
Керенского «Февраль и октябрь» ведет читателя в совершенно другой мир: перед
его умственным взором раскрывается святая святых партия эсеров, и мы узнаем, —
впервые, — что там происходит. А происходят там вещи действительно любопытные.
Поводом к
выступлению Керенского на публицистическом поприще явилась статья В.М. Чернова
в официальном органе партии «Революционная Россия», направленная против группы
эсеров, объединяющихся в круге журнала «Современные записки», т.е. Авксентьева,
Бунакова, Вишняка, Гуковского, Руднева и др. В.М. Чернов прямо заявляет, что
представители этой группы для него «варвары». В его глазах это — политические
трезвенники, не понимающие стихии революции, и даже больше того, кунктаторы,
«подтолкнувшие вышедшую из терпения стихию во все тяжкие октябрьской
революции».
Керенский не
без основания указывает, что возлагать на группу Авксентьева ответственность за
большевистский переворот — дело совсем несуразное; до переворота ведь ни
«Современных записок», ни их группы не было. С неменьшим основанием Керенский
заявляет, что упреки Чернова могут относиться разве лишь к временному
правительству, в состав которого в течение четырех месяцев входил сам Чернов.
Между тем Керенский не помнит, чтобы в то время министр земледелия делал
какие-либо принципиальные возражения против политики временного правительства.
Но Чернов
выступил со своей статьей, разумеется, не в интересах выяснения причин
октябрьского переворота. Он ищет лозунгов для современности, и лозунги эти
таковы, что даже Керенский, оказавшийся презренным «трезвенником», в ужасе
спрашивает: «Неужели же теперь, когда трезвеющая стихия все больше и больше
сознает, как обманули ее, надругались над ней большевики, разбудив в ней зверя…
неужели теперь мы сами начнем повторять эти, навсегда ушедшие в небытие, ударные
лозунги из большевистских листков лета 1917 г.: а почему мира не заключают,
зачем вместо свободы «декларацию солдатского бесправия» объявляют и т.п.
В этой
полемике все характерно: как то, что Керенский (между прочим, к группе
«Современных записок» совсем не принадлежащий) оказывается в глазах Чернова
политическим трезвенником, так и то, что даже Керенский приходит в ужас от
безбрежной демагогии Чернова.
*
Из остальных
статей «Современных записок» нельзя не отметить блестящей статьи проф. А.
Чупрова об инфляции и дефляции денежного обращения, точно и вместе с тем
общедоступно выясняющую трудные вопросы денежной политики.
О
беллетристическом отделе «Современных записок» много говорить не приходится.
Интересные очерки М. Алданова «Девятое термидора» и большой роман Гребенщикова
печатаются отрывками и с суждением об этих крупных вещах лучше подождать до их
окончания. Рассказ гр. Ал. Толстого «Н.Н. Буров и его настроения» рисует
маленький уголок беженской жизни. А. Ремизов в повести «Русалия» рассказывает о
стране, в которую кроме него до сих пор еще никому не удавалось получить визу,
о стране, где живет Баба Яга, где царит Корочун, где гнездится всякая «нежить».
|