Ландау Г. «Современные
записки». Книги 5–6 // Руль. 1921. 9
октября (26 сентября). № 273. С. 7.
Григорий Ландау
«Современные записки». Книги 5–6
Последние две
книжки «Современных записок» закрепляют тот облик журнала, который уже
наметился в предыдущих, как интеллигентского умеренно-консервативного органа.
Журнал поддерживает давнишние традиции уже внешним своим видом, распределением
материала, исконностью отделов и их характером. Традиции поддерживаются без
запальчивости и даже без особого увлечения, но с неуклонностью устоявшейся
привычки; тон консервативно-умеренный и потому сочетается с терпимостью.
Разумеется, журнал демократичен, но без яркости. Он социалистичен, но без
задора. Так, он даже допускает статью Ст. Ивановича, подвергающую критике русскую
социал-демократию (правда, это не самокритика, а критика соседа). Журнал
социально-оптимистичен, но помещает и статью проф. М.И. Ростовцева. Он
догматичен, ибо обладает вместе со своей партией основами готовой истины, но
дает место и скепсису Льва Шестова. Это вовсе не значит, что журнал
беспринципен; наоборот, он охраняет все традиции, но охраняет их с умеренностью
уравновешенной терпимости.
В
содержательной статье М.И. Ростовцев разоблачает необоснованный оптимизм идеи
человеческого прогресса: культуры гибнут и на новых местах зарождаются новые
для новой гибели; будущее не всегда ведет вперед, а подчас и назад. В статье
нет готического взлета и кружевной отделки, нет грандиозного напряжения
шпенглеровских построений; в ней ученый и мыслитель в заботе о судьбе родины
как бы шлет предостережение современникам и согражданам. Шестов как всегда
литературно заинтересовывает новым скептическим вариантом своей привычной
антирационалистической догмы. В отличие от мысли построяющей — мысль
разрушающая, чтобы быть заразительной, должна быть взята в железные клещи
методичности. Шестов не методичен и потому не очень убеждает, каковой задачей,
впрочем, к обоюдному удовлетворению читателя и писателя и не задается. С.
Ивановичу за взятую на себя задачу выяснения упадка русской социал-демократии
<так!>. Не то, чтобы задача представлялась затруднительной, но она
чрезвычайно скучна, и хорошо, чтобы ее осуществлял кто-нибудь изнутри,
достаточно заинтересованный, чтобы еще все принимать всерьез, отошедший
достаточно в сторону, чтобы отнестись с надлежащей критикой. В статье
«Крестьянство и интеллигенция» Кочаровский дает трогательное зловеще не поддающейся
воздействию времени устойчивости убеждений <так!>. Он между прочим
сообщает, что в эпоху крепостного права большая часть крестьян уже начерно
осуществила национализацию земли, — очевидно, таковая совместима с
самодержавием. После некоторой пертурбации, вызванной освобождением крестьян,
последовал — в эпоху Александра III — период роста и развития крестьянской жизни. Но подлинный
ее расцвет, экономический и культурный, наступил в Столыпинскую эпоху, —
очевидно, успехи крестьянства как-то особенно тесно связаны с реакцией, из чего
Кочаровский делает вывод о необходимости для него революции. Беда же вся в
интеллигенции, отрекшейся от общины. В живых очерках М. Алданов дает
характеристику Людендорфа и Клемансо, как ретрограда и охранителя. Очерки
читаются с интересом, даже если и не убеждают в том, что именно в этих чертах
ключ к пониманию характеризуемых лиц. Есть в журнале и другое, заслуживающее
внимание и нисколько не волнующее (последнее отнесем и к полемике с «Рулем»).
Словом, в нем много хорошего и только портит его недостаточность весьма
плохого, но зато близкого нам — современности. Он не тревожится, не взирая на
Ростовцева; он бы мог успокоить также и читателя, если бы только читатель
поверил, что действительно кругом ничего особенного не происходит. Но читатель
этому не поверит и удивится тепличному уюту журнала.
К
беллетристическим произведениям, помещенным в рассматриваемых книгах, придется
вернуться в другой связи по окончании некоторых из них.
|