Демидов И. Литературные заметки. Большое дело // Последние
новости. 1921. 1 сентября. № 422. С. 3. [СЗ № 1–6]
И. Демидов
Литературные заметки
Большое дело
Вышло шесть
книжек «Современных записок». До сих пор интерес к каждой следующей книжке
неизменно возрастал. Их выхода читатель ждет, и ждет с нетерпением. Есть в них
вещи очень хорошие, просто хорошие, и нет — и это в «толстом» журнале! — слабых. Думается, что это нетерпение, это
желание поскорее иметь вновь в руках уже знакомую, хорошо издаваемую и уже
ставшую близкой книжку, наиболее вызывается у читателей «Современных записок»
одной отличительной их чертой: в них нет
беженства.
В них нет
мятущейся, оторванной от почвы психологии; нет безысходной тоски по прошлому и
огульного отрицания настоящего; нет болезненного стремления кого-то оправдать и
кого-то обвинить. Спокойное художественное творчество в беллетристической
части, спокойная, серьезная мысль в части публицистической стремятся отразить и
осветить жизнь и в недавнем прошлом и в еще текущем настоящем. Если бы на
заглавном листе журнала не стояли энигматические слова «annales contemporaines», а внизу
листа не было напечатано «Париж», то по прочтении книжки никто не сказал бы,
что журнал издается в условиях эмиграции. Одним словом, — это не русский
журнал, издающийся заграницей, а просто хороший русский журнал, которого сейчас
нет и в России.
Почвенность — главное и основное
достоинство «Современных записок». Отсюда жизнь и творчество в их содержании. У
сотрудников журнала сохранилась русская почва под ногами. Они сумели вынести ее
с собой, не оторваться, не потеряться среди разразившегося урагана, а
продолжать творить дело русской национальной культуры.
В
революционные эпохи хорошая книжка вытесняется легковесной брошюрой, брошюра —
листовкой, листовка — плакатом: в вихре несущихся событий нет времени ни
думать, ни работать, необходимо лишь выбрасывать какие-то «клочья» мысли,
называемые лозунгами. Писать и читать можно лишь в комнате, а если вся жизнь
выносится на улицу, то мысль, написанную аршинными буквами, можно лишь «нести»
на двух палках, чтобы всякий мог читать и перечитывать злободневный клочок,
обращенный ко всем. И трудно мысли, вынесенной на улицу, разорванной и
разбросанной, вернуться в комнату, трудно вновь начать упорную работу
человеческого прогресса — года уходят, пока эволюционный процесс вновь
установится и среди успокоившейся стихии начнется обратный процесс от плаката к
хорошей книжке.
«Современные
записки» — первая ласточка обратного процесса, первая — или одна из первых —
хорошая книжка. И хоть первая ласточка весны не делает, но будем верить, что
все-таки весна идет. А самой ласточке — глубокая благодарность, и когда судьба
откроет перед нами русскую границу, надо думать, что читатели «Современных
записок» захватят с собой эти книжки, ибо они — кусочек России, и место им в
России.
|