Поляков (Литовцев) С. Современные
записки [№ 3, 4] // ПН. 1921. 2 июня. № 344. С. 2.
С. Поляков (Литовцев)
Современные записки
В судьбе большого русского ежемесячного журнала за
границей третий и в особенности четвертый выпуски играют решающую роль. На них
безошибочно познаются его жизненные силы: растут ли они или истощаются после
первых напряжений? 3 и 4 книги «Современных записок» обрадовали многочисленных
друзей этого молодого журнала и достойны признательного внимания русской
культурной публики в изгнании. Группа общественных деятелей и публицистов,
сумевших дать жизнь начинанию, казавшемуся парадоксальным, сделала большое
культурное дело. Успех журнала доказал очень важную вещь, а именно, что даже в
условиях бедственного материального существования на чужбине русская
интеллигенция не потеряла интереса к духовной стороне жизни. «Современные
записки» — по-видимому, вполне сознательно, — отошли от господствующего в
эмиграции злободневного тона. Темы журнала почти всегда современны, но никогда
не злободневны в узком смысле слова. Политике уделено места ровно столько,
сколько это необходимо в журнале русском. И то, интересные статьи Н.Д.
Авксентьева и М.В. Вишняка на политические темы — в гораздо большей степени
аналитические, чем боевые. Законный полемический оттенок в обозрениях М.В.
Вишняка безукоризненно корректен.
Основная
задача журнала понимается редакторами, судя по последним выпускам, как
преимущественное собирание художественной, культурной и научной мысли
рассеянной по миру русской интеллигенции.
В 3-й и 4-й
книгах «Совр. записок» мы находим, помимо продолжения большого и художественно
богатого романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам» — оценку которого не хочется
расчленять по главам — тонкий художнический труд М.А. Алданова — «Святая Елена,
маленький остров». Автор назвал его «отрывком из неизданной книги», но отрывок
этот вполне законченный. Изящно и занимательно, дразня читателя легким
скептическим холодком, Алданов рассказывает о людях наполеоновского времени —
русских, англичанах и французах — и больше всего о самом интересном среди них —
Наполеоне. На маленьком острове жизнь и смерть великого вождя Франции. Если это
отрывок, тем лучше: он возбуждает интерес и ожидания.
Стихи
Максимилиана Волошина о России — лучшие из них подлинно хороши — многим
ценителям поэзии известны по рукописям. В 4-й книге «Совр. запис.» они собраны
вместе. Упоминанием о «Сказках и песнях буковинских» Софии Федорченко и
стихотворениях Сергея Маковского исчерпывается художественное содержание двух
последних книг. Редакция журнала сделает очень хорошо, если она приложит усилия
к расширению этого отдела.
Весьма
разнообразен и авторитетен отдел художественной критики: лирические «Мысли о
творчестве» (Тургенев) К. Бальмонта, «Жизнь слова» (Поль Клодель) Б. Шлецера,
его же «Музыкальное возрождение Франции и русское влияние», заметки М. Цетлина,
А. Койранского, С. Карцевского и М. Слонима.
Наряду с очень
содержательными научными очерками проф. С. Метальникова, многосторонне
затронуты экономические вопросы в статьях проф. С. Загорского, А. Михельсона,
А. Орлова и В. Гефдинга. Барон Нольде дает описание конституционного
законодательства новой Германии, а С.А. Корф посвящает статью вопросу о
федерации России. Воспоминания Е. Брешко-Брешковской о Кропоткине и Луизе
Мишель, а также И. Репина о Л.Н. Толстом дополняют богатое содержание 3 и 4
книжек журнала. В упрек журналу следует поставить отсутствие иностранного
обозрения. Это пробел, который так же сильно чувствуется, как и легко пополним.
Особняком
стоят и из общего перечня должны быть выделены три замечательные статьи,
положительно украшающие журнал: проф. М.И. Ростовцева «О происхождении Киевской
Руси», Л. Шестова «Тысяча и одна ночь» и И. Бунакова «Пути России». Несмотря на
различие тем, эти три статьи таинственно объединены глубоким чувством родины,
обвеяны русской трагедией. И вот эта особая современность статей, которые могли
появиться в свет рядом только благодаря журналу, делают его существование
особенно ценным.
«Здесь в
далеком, добровольном изгнании — пишет проф. Ростовцев, — мысль моя постоянно
возвращается к России, и судьбы ее мне стали особенно интересны и дороги». И
вот классический филолог и историк древности, заброшенный из Петербурга в
Америку, ставит себе вопрос не по своей специальности и приходит к чрезвычайно
интересному и совершенно новому выводу. Проф. Ростовцев отказывается начинать
историю России с 9-го века, т.е. с момента расселения по русской равнине
славянских племен, и в блестящем очерке связывает историю Киевской Руси с
многовековой античной культурой русской страны, с историей
цивилизованного мира эпохи греко-римской и эпохи переселения народов.
Л. Шестов в
глубоком и остром очерке касается старого вопроса о взаимоотношениях разума и
веры. Никого из тех, кто следил за творчеством этого автора, не удивит то, что
Шестов считает разум орудием беспомощным и жалким. Музы и разум, которых навеки
соединил А.С. Пушкин, — Л. Шестов их безжалостно разлучает. Мы окружены ночью,
тысяча и одной ночью, и только темный призыв из глубин — de profundis — может привести
нас к Богу. На эту тему спорили, и спорить можно, — особенно в той крайней
постановке, которая дается теме Л. Шестовым. Но статья, являющаяся по существу
огненосным призывом к простой вере псаломпевца, глубоко волнует после всего
Россией пережитого. В ней нельзя не чувствовать знаков времени.
По иному, но
столь же волнующе-современна статья И. Бунакова, напечатанная в двух книжках.
Вопрос о «Путях России» всегда будет затрагивать интимные струны нашей души.
Теперь, когда русский маятник качается между XVI и XVIII
столетиями, он возбуждает особое внимание. На западе или востоке лежит путь
России? Европа мы или Азия? И. Бунаков подходит к этому стародавнему вопросу с
очень большой, хотя и не подчеркнутой эрудицией, с отличным аналитическим
мастерством и с серьезно продуманной попыткой дать синтетическое решение спора
западников со славянофилами. В отличие от славянофилов, он не признает особой
мессианической сущности русского духа; и в отличие от западников, отличает в русской
культуре элементы востока, не побежденные западом. «До сих пор — заключает И.
Бунаков, — Россия всегда шла чужими путями — путями Востока и путями Запада. И
новых путей не наметила и человечеству не указала. Скажет ли Россия миру новое
слово? — Это дело веры и чаяния. Во всяком случае это будет не скоро. России
еще надо осознать себя, утвердить свою индивидуальность, внести свое новое в
западную культуру. И затем идти к тому, к чему стремятся лучшие умы
человечества, от чего отказаться дух человеческий не может — к примирению
Востока и Запада, к их духовному слиянию, к созданию единой, вселенской,
объединяющей все человечество культуры».
Таков самый
общий вывод замечательной по содержанию и форме статьи, оценка которой в
заметке рецензента сделана быть не может.
|