Влад. Н. [Набоков В.Д.] «Современные
записки». Книжка III. Париж 1921 г. // Руль. 1921. 17 (4) апр. № 126. С. 6.
Влад Н.
«Современные записки». Книжка III. Париж 1921 г.
Наиболее
ценной частью третьей книжки «Совр. зап.» приходится признать чисто-литературный
отдел. Роман гр. А.Н. Толстого
«Хождение по мукам» продолжает развертывать картины жизни на фронте и в
«столичном» тылу в первые два года войны. Конечно, полное представление об этом
— во всяком случае значительном и талантливом — художественном произведении еще
нельзя себе составить. Тема автора, его замысел — огромны. Окажутся ли они по
плечу его сочному и сильному дарованию, до сих пор ставившему себе более
ограниченные задачи и зачастую достигавшему высокого художественного
совершенства в их осуществлении, — это покажет будущее. Сейчас можно отметить
отдельные яркие сцены, превосходный красочный и уверенный язык, без крикливости
и без внешних эффектов, жизненность иных из выведенных лиц. Но «муки» еще
впереди — и высота художественного достижения еще должна сказаться.
Большое
удовольствие доставляет рассказ М.А.
Алданова «Святая Елена, маленький остров». В отчетной книжке помещена
первая половина этого очень остроумно и удачно задуманного и блестяще
выполненного историко-беллетристического очерка. Герой рассказа — граф
де-Бальмен, занимавший должность комиссара русского императора на острове Св.
Елены, — бывший свидетелем переворота 12 марта 1801 года, встречавший в Лондоне
молодого автора «Чайлд-Гарольда» и пером М.А. Алданова очень живо и колоритно
описавший эту встречу, а затем тщетно старавшийся на Св. Елене увидеть и узнать
Наполеона и случайно, на прогулке, натолкнувшийся на «владыку мира» и заставший
его за детским занятием, — бросанием камешков в воду, чтобы пугать рыб. Весь
тон рассказа отлично выдержан.
Красивы и
просты, но мало индивидуальны стихи Сергея
Маковского, рисующие уголок в Крыму; в сказках и песнях буковинских,
переданных Софьей Федорченко,
чувствуется подлинная выразительность народных сказаний. Воспоминания И.Е. Репина о Л.Н. Толстом, написанные в
1888 году и хранившиеся у г. Гальперина-Каминского, могли свободно остаться у
него в портфеле: они не дают ни одной новой черты и изложены каким-то неприятно
слащавым стилем. Сергей Карцевский
пытается реабилитировать Достоевского как художника. Главную особенность его
«эстетики» он видит в «архитектуре его романов и в ясности его драматизма».
По-видимому, статья является лишь основным наброском и ограничивается иногда
одними намеками, не получившими развития. «Тысяча и одна ночь» есть несколько
претенциозное заглавие религиозно-философских рассуждения Л. Шестова о бытии Бога. И в эпиграфе, и в
заключительных словах автор предупреждает читателей, что ясности в этих
рассуждениях не будет. Предупреждение, по правде говоря, не лишнее. Впрочем, г.
Шестов оправдывается тем, что и Паскаль писал темно.
Претенциозностью
веет и от двух эпиграфов: один — из Шестова, другой… из Паскаля, причем первый
стоит второго.
Проф. М.И. Ростовцев дает краткий, но
содержательный очерк происхождения Киевской Руси, основанной на богатой
новейшей литературе предмета и доказывающий, что это происхождение должно быть
отодвинуто в глубь истории гораздо дальше, чем думали прежде. Проф. бар. С.А. Корф обстоятельно
разбирается в вопросе о том, возможна ли в России федерации, и, давая
утвердительный ответ, рассматривает строй этой будущей федерации и способы ее
создания. Интересный и хорошо освещенный материал дают экономические статьи А.С. Орлова и В. Гефдинга.
Чисто-политический отдел занят обширной «дальневосточной эпопеей», рассказанной
М.В. Вишняком и заслуживающей
заглавия «крах дальневосточной демократии» и «Итогами» Н.Д. Авксентьева, вяло и как-то неубедительно отстаивающего
Совещание Учр. Собр. от нападок гг. Мартова и Абрамовича.
Как видит
читатель, содержание книжки разнообразное. Издана она прекрасно.
|