Бунаков-Фондаминский И.И. Пути России / Сост., подг. текста и общая редакция О.А. Коростелева. Предисл. Н. Осиповой.
Бунаков (наст. имя и фам.: Илья Исидорович Фондаминский; 1880-1942) для русской эмиграции стал человеком-легендой. Общественный деятель, публицист, член ЦК партии эсеров, комиссар Временного правительства на Черноморском флоте, депутат Учредительного собрания, в эмиграции он оказался в 1919 году, став одним из основателей и редакторов журналов «Современные записки» (1920-1940) и «Новый град» (1931-1939), объединения и альманаха «Круг», вдохновителем объединения «Православное дело» и многих других кружков, обществ и организаций.
Друживший с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, Б. В. Савинковым и матерью Марией, И. А. Буниным и В. В. Набоковым, он неутомимо помогал литераторам и ученым, организовывал издательства, вечера, театральные антрепризы.
Во время Второй мировой войны Фондаминский был арестован и заключен в концлагерь, где принял православие. Погиб в Освенциме, а в 2004 году причислен к лику святых Синодом Константинопольского Патриархата.
«Ценность Фондаминского стала понятна только теперь, – писал о нем современник после войны. – Такие люди необходимы для возникновения культурного центра с положительной иерархией и руководящим общественным мнением» (Яновский В. Поля Елисейские. СПб., 1993. С.77).
Другой представитель младшего поколения русских эмигрантов вспоминал о нем еще более восторженно: «Эсер, один из последних эпических героев русского Освободительного движения, Фондаминский всегда всем жертвовал идее (отдал в партию полученное от отца миллионное наследство); был приговорен к смертной казни и при царской, и при советской власти. В эмиграции его миросозерцание становится все более религиозным. Он крестился накануне смерти, но уже задолго до того всем сердцем своим принял христианство. <…> Все, кто встречал Фондаминского в последние годы перед войной, чувствовали, что этот апостольский энтузиазм и интеллигентский героизм без малейшего внутреннего противоречия соединялись в его сердце с христианским подвижничеством. <…> Сама смерть Фондаминского была одновременно и смертью борца-революционера и смертью христианского мученика, безропотно и бесстрашно предстоящего перед палачами. <…> если бы не было Фондаминского, то не было ни «Нового града», ни всех других бесчисленных эмигрантских общественных и культурных начинаний, возникших его стараниями в тридцатых годах и державшихся исключительно его неиссякаемой энергией, его добротой, его верой в человеческое действие» (Варшавский В. С. Незамеченное поколение. Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1956. С.287-288).
Главный труд И. И. Бунакова-Фондаминского «Пути России» никогда не выходил отдельным изданием (единственная публикация состоялась в 1920-1940 годах в 17 номерах парижского журнала «Современные записки»).
Это исследование исторических судеб народов Китая, Индии, Египта и Византии, попытка найти объяснение природы земельного и политического устройства Российской империи, а также выяснить источники той политической идеологии, на которой строилась имперская государственность. Последовательно анализируя особенности государственного устройства Российской империи, Фондаминский обнаруживает его прототипы в восточных деспотиях древности и средневековья, в Египте и в Китае. Согласно историософской концепции Фондаминского, христианство стало своего рода ответом пробужденного Востока на его духовное порабощение Западом, предпринятое от имени эллинской культуры.
Г. П. Струве воспринял этот цикл статей как «неонародническую философию исторического развития России, в плане проблем перекликавшуюся с евразийством» (Струве Г. Русская литература в изгнании. Paris: YMCA-Press, 1984. С.55).
По мнению известного историка и мыслителя Г. П. Федотова, «Фондаминский, социалист-революционер, собрал наиболее богатый материал для понимания души русского самодержавия». Материал этот, равно как и его осмысление, историософские наблюдения и размышления Фондаминского, не устарели до сих пор и настоятельно требуют переиздания и полноценного введения в научный оборот.
Содержание:
Н. Осипова. Илья Исидорович Фондаминский (1 печ.л.).
Пути России. Статья 1. – Современные записки. 1920. № 2. С.141-147.
Пути России. Статья 2. – Современные записки. 1921. № 4. С.228-284.
Пути России. Статья 3. – Современные записки. 1921. № 7. С.237-260.
Пути России. Статья 3 (продолжение). – Современные записки. 1922. № 9. С.244-268.
Пути России. Статья 4. – Современные записки. 1922. № 12. С.164-210.
Пути России. Статья 5. – Современные записки. 1923. № 14. С.331-367.
Пути России. Статья 6. – Современные записки. 1924. № 18. С.139-172.
Пути России. Статья 6 (продолжение). – Современные записки. 1924. № 22. С.210-256.
Пути России. Статья 7. – Современные записки. 1927. № 32. С.216-278.
Империя <Гл.I>. – Современные записки. 1932. № 48. С.304-333.
Империя <Гл.II>. – Современные записки. 1932. № 49. С.289-317.
Империя <Гл.III>. – Современные записки. 1932. № 50. С.363-380.
Империя <Гл.IV>. – Современные записки. 1933. № 52. С.310-338.
Империя <Гл.V>. – Современные записки. 1934. № 54. С.281-316.
Империя <Гл. VI>. – Современные записки. 1936. № 62. С.284-327.
Империя <Гл. VII>. – Современные записки. 1939. № 68. С.261-304.
Империя <Гл. VIII>. – Современные записки. 1940. № 70. С.189-218.
Всего 582 страницы журнала, около 30 печ.л.
В приложении можно также дать статьи из других журналов:
Союзнический мир // Грядущая Россия. 1920. № 2. С.106-148.
Пути освобождения // Новый град. 1931. № 1.
Два кризиса // Новый град. 1932. № 2.
Хозяйственный строй будущей России // Новый град. 1932. № 5.
Покоя не будет // Новый град. 1934. № 9.
Возвращаться ли нам в Россию // Новый град. 1935. № 10.
В общей сложности 40 печ.л.
О. А. Коростелев
|